Все человечество «подсадили» на зрелища. Немногим удается избежать этой участи, сохраняя остатки разума и способности различать подлинное от подделок. В зрелищной индустрии, захватившей и традиционные виды искусства (театр, живопись и пр.) часто не требуются даже профессиональных навыков, условно говоря – ныне не обязательно уметь рисовать, главное – владение множеством специальных трюков и примочек для создания сумасбродных эффектов и образов без вкладывания в них какого-то смысла. Создавать смыслы из ничего – сегодня привилегия критиков, ставших пиарщиками, умеющих придать рисованию мочой или подвешенным к потолку чучелам животных некое вселенское значение.
Так что эти заметки не про искусство. Про бизнес. Но, в основном, про невежество, глупость, слабоумие и кретинизм, помогающие хорошо заработать на предлагаемом и, как привило, весьма сомнительном зрелищном продукте или услугах.
Современное так называемое передовое искусство, совриск, давно уже вышло за пределы выставочных залов и галерей, где бродили тенями редкие чудаки-посетители, тужась проникнуть, к примеру, в экзистенциальный замысел художника, приклеившего монтажным скотчем к стене банан. Как только к «банану» приложили фантазии пиарщики, в выставочных рекламных буклетах привычный банан – фрукт из семейства ягодных - стал воплощением «концепции» художника, «объектом», призванным вызвать как сексуальное, так и пищевое возбуждение… Заметим, «объект» этот был продан за 120 тысяч долларов! Однако другой художник Д. Датуна, и без того известный эпатирующими работами, стал буквально суперзвездой, когда, отодрав от стены, съел этот «объект» на выставке современного искусства «Арт-Базель» в Майами-Бич, а видео поедания выложил в инстаграм.
Подобные приманки притягивают на вернисажи уже не одиноких престарелых зануд, а сотни молодых и не очень баранов, рвущихся приобщиться к «концептуальному» творчеству. Это стадное стремление агрессивно поддерживается модными соврисковедами только для того, чтобы на волне скандального и сиюминутного интереса публики получить быструю и весьма ощутимую прибыль.
Современное искусство, имеющее даже некое р-революционное определение – антиарт, расширяет число потребителей не только за счет активной рекламы и скандалов, но и продвигаясь на улицы, в парки и прочие публичные пространства.
Нынешний успешный «творец» (скульптор, художник и пр.) - это уже не личность со своими рефлексиями, духовными и морально-нравственными сомнениями и императивами… Это проект, чьи потенциалы и возможности просчитываются продюсером, менеджером, для которого главное - коммерческая выгода, не важно, каким путем и за счет чего достигнутая. В зависимости от этого выстраиваются перспективы продюсируемого «проекта» в финансовом выражении, стратегия взаимодействия с прессой, всевозможные перфомансы для привлечения внимания публики.
Чего стоит – дорого стоит! – некто Маурицио Каттелан. Пару лет назад на выставке в Бленхеймском дворце (Великобритания) грабители ночью украли концептуальное чудо этого художника – «золотой унитаз, обещающий вечную жизнь». Сам М. Каттелан так раскрывал смысл своего «творения», надо признать, весьма реалистично выполненного: «Единственное место, где мы сталкиваемся лицом к лицу со своей хрупкой физической природой, - это унитаз. Но золото - это образ бессмертия. Средневековые алхимики искали его, потому что верили, что оно «нетленно». Золотой унитаз - это то, что обещает вечную жизнь».
М. Каттелан не скрывал радости от кражи своего «символического шедевра», хотя во дворце случился потоп: золотой унитаз был подключен к канализации. А злые языки шептались, намекая на постановочный характер кражи как составной части очередной громкой рекламной кампании художника.
Мир современного искусства в России не обошла подобная волна. Есть примеры. Но, в общем, и к счастью, они единичны, хотя и у нас пытаются привить публике, якобы дремучей и отсталой, интерес к антиарту, где границы между высокой и низкой культурой стерты. Если в данном случае вообще можно говорить о культуре.
Казалось, в Соединенных американских Штатах должны были бы уже привыкнуть к взлетам коммерческого креатива называющих себя современными и добившихся ажиотажного спроса проектов-художников. Поэтому редакционная статья на одном из имеющих огромное число подписчиков американском независимом Интернет-ресурсе - www.zerohedge.com , публикующем серьезные аналитические статьи на актуальные темы - удивила. Редакция усмотрела в нашествии и диктате подобного «искусства» весьма тревожные признаки. Появись такая публикация у нас, этот сайт обозвали бы чем-то вроде средоточия «ватников», желающих ввести цензуру на «свободу самовыражения передовых художников».
Американцев за живое задело то, что недавно случилось в Вене. Событие, может, и незначительное, но разрушающее исторический образ, ауру прекрасного города, наполненного музыкой Моцарта и Малера, Бетховена, Шуберта и Штраусов, живописью Г. Климта… Города, где давал свои знаменитые концерты Ф. Лист, жили и работали Г. Майринк, С. Цвейг, Р. Музиль, Р. М. Рильке, Э. Канетти…
При этом издание четко определяет подоплеку и значение явлений антиарта, ведущих к духовной деградации человечества.
«Хватит того, пишет редакция zerohedge.com, что западное общество погружается в пропасть, однако приводит в еще большее бешенство, когда наши правители становятся пособниками извращенцев, ускоренно втягивающих нас туда».
Что же произошло? Собрав горожан на «унизительное зрелище, обобравшее налогоплательщиков и обогатившее четырех извращенцев-мошенников», в старой, доброй Вене на прошлой неделе открыли общественный фонтан стоимостью 1,9 миллиона долларов, посвященный 150-летию родникового источника водоснабжения города. Фонтан выглядит так, будто его собрала группа хихикающих недорослей, играющих с Play-Doh, смесью для лепки для детей младшего возраста
Этот фонтан сделали по заказу городских властей на муниципальные деньги четверо ловких уродов, объединившихся под названием проект (как же без проекта!) "Gelitin", создававших этот вызов и оскорбление исторической Вене в явной спешке.
Неужели городские власти, пишут американские журналисты, прежде, чем заказывать им фонтан, не видели их «по-настоящему отталкивающее портфолио , где подчеркнуты гомоэротические извращения и скатология, непристойное, сортирное занятие, относящееся к изучению экскрементов. Все это отражено в портфолио, где представлен репортаж с их выставки дерьма (в прямом смысле) в Голландии, сопровождаемой столь же вульгарными стихами. Сами участники были одеты в отталкивающе откровенные костюмы».
« Назвать этих так называемых художников «девиантами», было бы слишком легкомысленно,- подчеркивают авторы этого материала.- Они воплощают собой и своими «работами» откровенно «богомерзкую социопатию», вызов настоящему искусству, красоте, гуманистическим ценностям, наконец, Человеку как заданию на совершенствование и развитие».
«Хотите верьте, хотите – нет, но это чудовище городское правительство Вены называет «роскошным фонтаном», сетуют журналисты.
Еще до начала работ выбор "Gelitin" для выполнения этого заказа вызывал споры и неприятие общественности. Жители Вены, популярная Австрийская партия свободы (FPÖ) проводили кампанию против этого проекта фонтана, считая неразумным платить огромные деньги группе проходимцев за сомнительный результат, но безуспешно.
Открывали фонтан федеральный президент Александр Ван дер Беллен и мэр Вены Майкл Людвиг в окружении 33 сотрудников мэрии. А городской чиновник Маркус Франц, член социал-демократической партии, приветствовал это скандальное перераспределение средств из городского бюджета от налогоплательщиков, жителей Вены, к четырем психопатам. “Большое спасибо городу Вене, который полностью профинансировал юбилейный фонтан", - торжественно провозгласил он (Daily Star).
Британская газета, которая вела репортаж с открытия фонтанного шедевра в Вене, предпочла высказаться уклончиво: «искусство может бросать вызов, раздвигая границы человеческого творчества и коллективного понимания самих себя, в то время как некоторые из современных работ немного сложнее понять». В подобной уклончивости – примета жесткого диктата активистов совриска, который установился во многих западных странах. Россию не обошло это поветрие. Вспомним, как вертелись, чтобы выглядеть прогрессивными, многие издания, включая «Российскую газету», когда напротив Дома культуры "ГЭС-2", около Кремля, установили гигантскую глыбу из алюминия то ли в виде комков глины, то ли чего-то пахучего, произведение эпатажного швейцарца, называющего себя концептуальным художником, Урса Фишера.
Тогда известный скульптор Георгий Франгулян милостиво посоветовал москвичам, что к такому надо привыкать, мол, « здесь могут и дальше появляться подобные скульптуры…» (РГ). Ничего, что во Флоренции, где ЭТО стояло ранее, негодующая общественность буквально снесла продукт нездорового воображения швейцарца?
Не трудно представить реакцию венцев, когда они воочию увидели то, что теперь появилось в городе. В сети X и на интернет –платформе 9GAG многие отмечали красоту и великолепие исторических памятников города, особенно часто вспоминали фонтан «Нептун» в парке дворца Шёнбрун…
Один из пользователей отметил с печалью: «Когда-то художественные школы Вены были всемирно известными». А другой просто сказал: «Черт возьми, это самый уродливый фонтан, который я когда-либо видел».
«От публичного искусства до базовых стандартов приличия среди тех, кто нами управляет, все чаще доминируют люди, стремящиеся уничтожить все, что делало западную цивилизацию великой» - выносит неутешительный вердикт редакция Zerohedge.
А ведь мы, в России, по той же дорожке брели…
Антон Шихлинский