Найти тему

«Век живи — век учись»: вся правда о кружках и секциях 🤯

Школьник должен заниматься в кружках и секциях, что будет ему только на пользу, или же дополнительные занятия вредны, потому что лишают его детства и юности? Внеурочная занятость стала предметом активных споров между родителями, учащимися и педагогами. Как же быть? Можно ли постоянно развиваться, не тратя лишнее время и силы? Подробно об этом рассказала преподаватель факультета дошкольного, начального и специального образования Государственного университета просвещения Таисия Сергеевна Кравченко.

«Обилие учреждений, предлагающих услуги по организации внеурочной занятости школьников, впечатляет разнообразием: от онлайн-школ и услуг репетиторов до спортивных секций и творческих объединений любого профиля. Но действительно ли необходимость в них настолько велика?

За последние несколько лет внимание к организации досуга ребёнка очень возросло. У современного школьника, пожалуй, действительно есть все условия для разностороннего развития с ранних лет. Школы предлагают программы дополнительного образования и внеурочной деятельности на любой вкус: от углублённых курсов по предметам до театральных кружков. Однако, среднестатистическому школьнику бывает тяжело найти время на их посещение: почти всегда он после основных уроков идёт либо в музыкальную школу, либо в художественную, либо просто к репетитору. Давайте же рассмотрим все плюсы и минусы активной внеурочной деятельности для ребёнка.

Ребёнок должен развиваться!

С одной стороны, обучение — это, безусловно, важный фактор формирования личности. Оно должно быть разносторонним по ряду причин. Вот две самые важные из них: индивидуальные потребности ребёнка и быстро развивающееся общество, в котором постоянно обнаруживается востребованность специалистов с новыми навыками. Детство — это лучшая пора для обучения, поскольку именно в этот период информация усваивается и закрепляется быстрее и прочнее всего. Кроме того, кружки и секции дают возможность как освоить новые виды деятельности, так и научиться грамотно взаимодействовать со сверстниками.

А с другой стороны, поток информации, который получают современные дети, несравнимо больше того, что получали поколения до них. Источник этого — в основном, конечно, Интернет с его безграничными возможностями, но дело не только в нём. Изменились программы в школах, формат экзаменов и способы приобретения новых знаний. Сегодняшний ученик получает информацию в классе, на кружке или у репетитора, из соцсетей и мессенджеров, делает уроки, ищет информацию в Интернете, готовит работы для кружка или репетитора, общается, воспринимает визуальный, аудиальный и аудиовизуальный материал. Изменилось всё, кроме одного — биологических законов развития мозга ребёнка. Наш главный орган иногда просто не справляется с обилием получаемой информации. Как следствие, усталость, раздражительность и нежелание учиться, которые так легко принять за лень, несобранность, и отсутствие способностей к учению.

Посещение кружков и секций дисциплинирует

Наличие расписания приучает ребёнка следить за временем. Он привыкает держать в уме, что уроки в школе заканчиваются в 15:00, а занятие по игре на гитаре начинается в 16:30, а в промежутке надо зайти домой пообедать. Это помогает сформировать навык планирования, научиться рассчитывать время на дорогу или выполнение домашних заданий, выработать привычку приходить без опозданий. Безусловно, это качество, которое станет большим подспорьем во взрослой жизни.

Однако, постоянное следование расписанию создаёт дополнительный стресс, вызванный боязнью опоздать или осознанием того, что сделать нужно много, а времени в запасе мало. Кроме того, в расписании ребёнка не всегда можно найти время на отдых, а между тем, оно должно быть оговорено или прописано так же чётко, как урок математики с репетитором. В противном случае ученик будет видеть неделю, полную занятий, без надежды перевести дух. А это может привести к целому ряду негативных последствий, из которых апатия и снижение интереса к учёбе — самые безобидные.

Лишь бы не на улице!

Один из основных мотивов вовлечения детей во внешкольную деятельность — это стремление оградить их от возможного пагубного влияния уличной среды: от небезопасных развлечений, вредных привычек и сомнительных знакомств. Действительно, наличие хобби, будь то искусство, спорт или программирование, может сработать как некий сдерживающий фактор. Если у ребёнка есть увлечение, которому он готов посвящать своё время и в коем хочет достигать личностно важных целей, то связываться с заведомо опасными альтернативами у него желания не возникнет.

Но дело в том, что в определённом возрасте даже у самых увлечённых творчеством или спортом детей и подростков возникнет интерес к запретному, будь то курение модных электронных сигарет или попавший под табу тренера фастфуд. В большинстве случаев этот интерес всё равно будет удовлетворён: кто-то ограничится простым вариантом «попробовать», а кто-то приобретёт пагубную привычку. И дело здесь даже не в наличии или отсутствии досуговых занятий в жизни ребёнка — на опасные развлечения толкает не отсутствие хобби. К такому побуждает недостаток внимания и любви. Школьник проводит половину дня в учебном заведении, а вечером делает уроки. На качественное, душевное, тёплое общение с семьёй у него просто не хватает времени. А потребность в этом общении есть: она с рождения, она не исчезает. И если эта потребность остаётся неудовлетворённой со стороны близких, ребёнок будет искать способы сделать это сам. Обычно, именно на этом этапе и становятся привлекательными сомнительные компании с принятыми у них способами времяпрепровождения: альтернатива чему-то, чего молодому человеку так не хватает».

Дополнительные занятия могут абсолютно в равной степени как улучшить качество жизни, так и ухудшить его. В этом вопросе важно избегать крайностей. Здорово, что с ранних лет есть возможность всесторонне развиваться. Главное, чтобы у школьников оставалась возможность побыть детьми и провести время с людьми, которые им дороги.