Найти тему

Про остренькое

Практически каждый собаковод слышал совет: «Ваша собака подбирает/ворует еду? Нафаршируйте приманку перцем, жгучим, и наслаждайтесь результатом. Навсегда запомнит!». Этот же совет, только слегка модифицированный, можно услышать как универсальный способ отучить питомца от художественной резьбы по ножке стула: «Намажьте то, что жевать нельзя, настойкой красного перца и вздохните спокойно»
.
Разумеется, эти советы иногда работают: вспомните мультик про Маленькую Собачку Соню. Правда чаще собаки учатся выбирать еду без начинки: собачий нос в состоянии определить нежелательный ингредиент и его концентрацию до того, как тянуть гадость в рот. Но если бы этим и ограничивалось, то и статьи бы не было.

Многие собаководы «со стажем» знают собак, которые которые съедают или разжёвывают перчёные «лакомство» или предметы. Нередко это можно объяснить просто: «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Дюже он интересный. Да и цель стОит жжения на входе, а жжение завтра на выходе – да кто ж свяжет?
Кроме того иногда собаки так быстро уничтожают приманку, что создаётся ощущение, будто они просто не успевают понять, что там был сюрприз, но не всё так просто...

Все ли собаки одинаково чувствительны к острому?

Эта мысль застряла в моей голове, когда любимый лысый гавкающий мексиканский дракон прибежал «хвастаться игрушкой». А в качестве игрушки может быть всё: от ягодки до хозяйских подштанников. В тот раз игрушкой оказался поломанный стручок острого перца, да не простого, а безумно злого, добытого у настоящих индийцев на нетуристическом рынке. Никакого дискомфорта собака, тем не менее, не проявлял ни в процессе демонстрации, ни после. Любопытно, почему?

Сначала разберёмся, а что такое «острое»? Это не вкус. Вкусов всего лишь пять: сладкий, кислый, горький, солёный и умами (его отдельно выделяют японцы, хотя сей вкус существует объективно и является важной составляющей мясного букета).

То, что мы называем «острым» является ни чем иным, как результатом возбуждения определённого типа болевых рецепторов. По крайней мере, когда мы говорим о жгучем перце: чёрный перец, чеснок, лук и тому подобные имеют жгуче-пряный вкус благодаря алкалоидам и вкусоароматическим веществам.

В результате изучения разнообразных умных и не очень статей, найти сколь-нибудь точных данных о различной чувствительности этих рецепторов у разных собак не удалось. Зато выяснилось, что препараты на основе капсаицина (жгучее вещество из острого перца) прекрасно зарекомендовали себя как болеутоляющее при наружном применении, так и показали обнадёживающие результаты в качестве компонента обезболивающего даже при столь страшных состояниях, как опухоль кости.

Но чем эта информация поможет нам в ответе на вопрос: «Все ли собаки одинаково чувствительны к острому?» А тем, что в статьях и инструкциях есть оговорка о существовании индивидуальной повышенной чувствительности к капсаицину, то есть «острому». А если есть повышенная, то бывает и пониженная чувствительность. Это соответствует законам индивидуальной изменчивости.

Просмотром учёных изысканий я не ограничилась, дополнила опросом знакомых и собственными наблюдениями: благо «подопытных» в поле досягаемости нашлось немало. Оказалось, что большинство собак спокойно относится к перчёной куриной кожице, но категорически не любят огнедышащую азиатскую еду.

Тем не менее некоторые собаки радостно жуют даже перцово-мясные бомбочки, заботливо подготовленные любящими, но уставшими от подбирательства хозяевами. Особенно много таких собак среди выходцев из стран с традиционно острой пищей. Интеллигентов, отворачивающихся от стандартной еле-еле перчённой котлетки обнаружить также удалось. Правда непонятно: то ли действительно острое не любо, то ли еда выдана недостаточно почтительно и на тарелочке не того цвета.

Своими наблюдениями поделилась Евгения Сафоновская, студентка нашей школы