Одному из английских моряков принадлежит язвительная фраза: «Итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».
Основную долю побед морских сил Италии добыли вовсе не могучие и весьма качественные линкоры и крейсера – напротив, они особого успеха не достигли, но потери понесли значительные, а вот подводные лодки, торпедные катера и гордость Италии – боевые пловцы «чёрного князя» Боргезе – проявили себя весьма серьёзно: линкоры «Вэлант» и «Куин Элизабет» потоплены военно-морским спецназом, как и крейсер «Йорк», погибший в результате диверсии.
Крейсера «Каир», «Калипсо» и «Бонавенчер» торпедированы итальянскими подлодками, «Манчестер» стал самым крупным боевым кораблем из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. Заметим, что на Чёрном море итальянский торпедный катер в 1942 г. атаковал двумя торпедами крейсер «Молотов» и на год вывел его из строя.
Уникальный бой провела подводная лодка «Эванджелиста Торричелли», из-за повреждений двигавшаяся в надводном положении. Встретивший её английский шлюп с двумя 100-мм орудиями был после артиллерийского боя с подлодкой, имевшей 1 орудие 120 мм, повреждён, вызвал помощь и вышел из боя, но подошли 3 английских эсминца. – более 20 орудий. Лодка атаковала (!) их торпедами, а затем открыла огонь из единственного орудия, в итоге эсминец «Хартум» был потоплен, а на лодке (англичане в этом сражении израсходовали более 700 снарядов!) разбито взрывом орудие и руль. Раненый командир Пелози приказал затопить лодку, причём англичане, взявшие команду итальянцев в плен, встретили моряков противника с отданием воинской чести – это был единственный случай в истории морских сражений, когда субмарина орудийным огнём потопила новейший (1939 г. постройки) эсминец.
А в отношении крупных кораблей итальянского флота стоит вспомнить показательный позор военной базы в Таранто, которая прикрывалась практически всей итальянской военно-морской авиацией.
Да, бывают трагические случайности: в бою с англичанами итальянский линкор «Джулио Чезаре» получил снаряд с расстояния более 20 км! Одно попадание, пожар, более сотни убитых и раненых, поспешный выход из боя после 7 минут перестрелки...
Но то, что произошло в одну из ночей 1940 года, случайностью не назовёшь: с палубы британского авианосца «Илластриес» в атаку на базу Таранто были подняты торпедоносцы, всего 21 самолет. Это были бипланы с полотняной обшивкой «Свордфиш», они развивали «адскую» скорость 246 километров в час. И эта безумная – или гениальная? – атака закончилась невероятным успехом: линкоры «Кайо Дуилио» и «Андреа Дория» получили по 1 авиационной торпеде, первый затонул, второй носом посадили на мель. Линкор «Литторио» был поврежден 3 торпедами, во избежание затопления тоже был посажен носом на мель. Потери англичан – 2 самолёта!
Получается, что «лёгкие» силы действовали смело, даже дерзко, а «тяжёлый» флот практически никак себя не проявил – возможно, потому, что первыми командовали энергичные молодые лейтенанты, а крейсерами и линкорами, штабами и базами руководили выслужившие ценз уважаемые офицеры, для которых важнее всего была карьера и положение – а война пусть идёт сама?!
У того же Боргезе в воспоминаниях есть немало эпизодов, когда ему приходилось посещать крупные корабли, где он наблюдал подобострастную атмосферу роскошных адмиральских «салонов» в противовес демократии, царившей в легких силах флота.
Кадры опять решали всё? Как кстати приходится русская пословица: старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет!