Найти тему
Путь Непохожих

Ребенок с задержкой психического развития (ЗПР)

Оглавление

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции, а именно: память, внимание, мышление и эмоционально-волевая сфера, отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного этапа развития.

В отличие от умственной отсталости, ЗПР поддается коррекции. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем больше шансов, что ребенок сможет развиваться правильно.

Уже в раннем возрасте родители могут обратить внимание на то, что ребенок отличается от сверстников. Дети с ЗПР позже начинают сидеть, стоять, говорить первые слова. Выполняя какое-то задание ребенок сначала делает, а потом думает.

Таким детям трудно сосредоточиться на том, что они делают, они не понимают с чего начать, как продолжить и быстро отвлекаются. Все эти особенности должны послужить поводом для обращения к специалисту.

В школе ребенок с ЗПР испытывает большие трудности и сталкивается с требованиями, которые не может осилить. Часто такие дети не могут влиться в школьный коллектив, т.к. его поведение отличается от сверстников.

рекомендуется отдавать ребенка или в специальные классы или проводить коррекционные мероприятия до начала обучения, чтобы и сам ребенок смог легко адаптироваться в школьной среде, и не затруднял процесс обучения других детей

Зачастую дети с задержкой психического развития неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия заданий. Может казаться, что ребенок не слышит или не видит многого в окружающем мире, не стремиться познать мир и понять происходящее вокруг.

-2

В основе специфических особенностей психической деятельности ребенка с ЗПР лежит негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

У ребенка с задержкой психического развития замедленный темп восприятия и переработки получаемой информации. Всю информацию ребенок воспринимает фрагментарно, не полно и поэтому не может до конца понять и усвоить.

Такие дети часто прибегают к механическому запоминанию из-за снижения памяти. Им с трудом дается планирование, они не могут предсказать результат своей работы.

При выполнении каких-либо задач часто начинают работать на авось, что в результате заканчивается многочисленными ошибками.

Помимо перечисленных проблем у детей с ЗПР есть и проблемы с речью. У одних детей может быть бедный словарный запас, в то время как у других эти проблемы выражаются в неправильном построении предложений или неправильном произношении звуков.

В ряде случаев при ЗПР у ребенка может наблюдаться тяжелая задержка речевого развития сразу с нескольких сторон. Подобные нарушения замедляют работу всех типов мышления.

Проблемы с речью будут сильно осложнять процесс обучения в школе, т.к. у ребенка будут большие сложности с пониманием и восприятием речи, высказыванием своих мыслей и заучиванием текстов, а также трудности с письмом.

-3

Чем родители могут помочь ребенку с задержкой психического развития?

- Такие важные качества, как чувство ответственности, самостоятельности, уверенности в себе развиваются в самых простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля.

Поэтому старайтесь не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Давайте ему больше свободы.

- умственная или физическая перегрузка приводит не только к снижению работоспособности, но и вспышкам агрессии, срывам в поведении , перепадам настроения и заторможенности в понимании происходящего.

Не завышайте предъявляемые требования.

- развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых. Развивайте мелкую моторику.

- чередуйте физические и умственные нагрузки. Соблюдайте режим дня.

- помогайте ребенку познавать мир при помощи общения.

- познавательная активность, стремление к умственному труду должны закладываться на доступном и интересном для ребенка материале

- физическая нагрузка улучшает обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизирует деятельность разных отделов нервной системы

Помните, что ваше моральное состояние, все ваши страхи и негативные мысли считываются ребенком на интуитивном уровне. Поэтому, ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы и с оптимизмом смотреть в будущее.

Помните, что вы не виноваты в произошедшем. Не нужно искать ответов на вопрос "почему так произошло?", нужно искать решение проблемы.