Читали ли Вы когда-нибудь поэму Есенина "Чёрный человек"? Если вдруг, по удивительному стечению, Вам не довелось познакомиться с этим произведением, то крайне рекомендую послушать прочтение Сергея Безрукова (это прочтение, на мой взгляд, наиболее полно передаёт эмоции лирического героя).
Для меня эта поэма – верх творчества Есенина. Как бы я не пыталась проанализировать другие стихотворения Сергея Александровича, подобной реакции, как на "Чёрного человека", не было (разве только на "Письмо женщине", но это произведение тронуло за душу на спектакле "Женщины Есенина"):
Однако кто же тот самый чёрный человек – пьяный бред или реальность? Какую роль он играет в произведении? Безусловно, я не смогла обойтись без сопоставления с песнями отечественных рок-групп – "Наутилус Помпилиус" и "Король и Шут".
В песнях "Князь тишины" и "Камнем по голове" мы обнаруживаем героев, отдалённо напоминающих того самого "Чёрного человека":
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук. С. Есенин
Но только оглядываться мы не должны.
Идёт... вслед за мной
Вышиной в десять сажень добрейший князь,
Князь тишины. "Наутилус Помпилиус"
В чёрном цилиндре,
В наряде старинном,
В город на праздник
Путник очень спешил. "Король и Шут"
Однако функция и роль у этих "некто" кардинально отличается. Так, например, Чёрный человек Есенина схож с Князем тишины Бутусова – оба героя – яркие антагонисты, которые готовы уничтожить человека:
И горе мне, если впал я в безмолвие,
Или уставился на лик луны.
Стон, треск — растоптал,
Стон, треск — растоптал бы меня,
Растоптал моментально добрейший князь,
Князь тишины. "Наутилус Помпилиус"
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх. С. Есенин
Отмечу, что прилагательное "добрейший" – это, скорее, аллегория (помним же, что это такое?) или даже оксюморон (простыми словами – сочетание несочетаемого, например, у Сергея Есенина: "той грустной радостью, что я остался жив?"), которые употреблены не только для создания образа, но и для гиперболизации (сильного преувеличения) антагонизма героя.
Однако стоит выделить, по моему мнению, главное отличие в этих произведениях. Чёрный человек Есенина – это, собственно, другая личность поэта, его альтер-эго. Трудно сказать, откуда взялось эта болезнь ("сам не знаю, откуда взялась эта боль"). Скорее всего, главные причины – это алкогольная зависимость и затяжная депрессия, появившаяся на почве одиночества и непринятия в СССР. В поэме можно найти цитаты, которые соотносятся с реальной жизнью поэта:
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою
В этом отрывке речь идёт об Айседоре Дункан, американской танцовщице, на которой Есенин был женат, несмотря на разницу в 18 лет:
Посмотрим далее:
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Безусловно, Есенин был далеко не законопослушным гражданином (все мы помним строчки "Я московский озорной гуляка", "Прокаталась дурная слава, что похабник я и скандалист" и многие другие").
Следующий отрывок, думаю, в комментариях не нуждается:
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
Безусловно, в этих строках узнаваем портрет Есенина.
Думаю, я доказала, что Чёрный человек и сам поэт – это один и тот же человек. Некоторые литературоведы придерживаются особой точки зрения, мол, Есенин захотел посмотреть на свою жизнь со стороны. Мне так не кажется. Поэт был действительно болен, поэтому не исключено, что в Англетере Есенин наложил на себя руки, а никак не сотрудники ЧК.
Подобное раздвоение личности мы не найдём у "Наутилуса". Лирический герой, Бутусов и Князь Тишины – это разные личности, связанные только хронотопом (местом и временем действия). Однако образ Вячеслава Геннадьевича времён раннего "Наутилуса" отдалённо напоминает этого самого "чёрного человека":
Таким образом, можно заключить, что в песне "Князь тишины", как и в стихотворении "Чёрный человек", герой – антагонист, настоящее зло, которое уничтожает лирического героя, а последний, в свою очередь, не в силах ему противостоять.
Что же в песне "Камнем по голове"? Здесь "чёрный человек" – в бедственном положении. Он повержен роком:
По горам пробирался
И улыбался,
Но камень сорвался
В пропасть с горных вершин.
Вот так идёшь, никого не трогаешь, думаешь напакостить, а тут БАЦ – и тебя камнем пришибло. Нельзя утверждать, что здесь – это торжество человека, поскольку, следуя тексту, мы подобного не увидим:
Я в маске рыжей обезьяны
На праздник к вам попасть мечтал,
Когда б не камень окаянный,
Что мне на голову упал.
Любопытно, что здесь же возникает образ обезьяны. Например, в буддизме это животное олицетворяет одну из трёх слабостей (две другие – это лань и тигр). Обезьяна – символ жадности, привязанности к материальным благам. Эта трактовка, как мне кажется, здесь наиболее актуальна.
Безусловно, торжество добра над злом – ключевое отличие "Камнем по голове" от "Князя тишины" и "Чёрного человека".
Из общего также хочу провести параллель с великим романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Образ Воланда – дьявола – имеет явную параллель с нашими сегодняшними героями:
Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой.
Безусловно, герои похожи между собой, поэтому можно смело утверждать, что в произведениях, приведённых выше, тот самый Чёрный человек – это дьявол, который, как заведено, искушает, а временами и уничтожает людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев Чёрный человек – антагонист, дьявол, олицетворение зла, который всячески вредит людям. В роли протагониста он не выступает.
На этом всё, оставайтесь со мной!