Найти в Дзене

Репатриация через гиюр

Оглавление

Государство Израиль было создано после Второй мировой войны как общий дом и безопасное убежище для всего еврейского народа. Израильское правительство в 1950 году приняло Закон «О возвращении», чтобы дать возможность любому человеку, у которого евреями были хотя бы дедушка или бабушка, благополучно иммигрировать в Израиль и получить гражданство. И, хотя это определение еврейской идентичности отличается от канонического, правительство посчитало его приемлемым для целей репатриации.

Поскольку Израиль является еврейским государством, то решение многих жизненных вопросов здесь передано в ведение высшего религиозного органа – Главного раввината. В число этих вопросов входит и то, кого следует считать евреем. Свод традиционных законов, Галаха, признаёт евреем того, кто родился от еврейской матери. Но евреем можно быть не только по крови, но и по убеждению: если человек захотел принять иудаизм, то Галаха предписывает относиться к нему так же, как к остальным евреям.

Из истории гиюра

Когда говорят об обращении в иудаизм, то чаще всего приводят в пример Руфь, прабабушку царя Давида – её история описана в библейской Книге Руфи. Моавитянка Руфь вышла замуж за иудея, который умер в молодости. Не пожелав покинуть свою свекровь, Руфь предпочла последовать за нею обратно в Землю Израиля и жить там. Она произнесла слова, сегодня ставшие широко известными: «Твой народ будет моим народом, а твой Бог – моим Богом».

Историческую достоверность этого сюжета можно подвергать сомнению, но факт состоит в том, что в библейские времена вопросы выбора идентичности решались довольно просто: достаточно было заявить о своём желании. Евреи вступали в брак с представителями других народов и охотно принимали в свои ряды новообращённых. В Торе даже есть наставление о том, что к прозелитам (новообращённым) следует относиться как к братьям, поскольку они добровольно оставили свой народ и выбрали быть вместе с евреями.

По всей видимости, в древности еврейский народ с энтузиазмом относился к обращению, а его духовные лидеры даже занимались миссионерством, потому что в Евангелиях можно прочесть о том, как Иисус осуждает чересчур рьяных фарисеев, которые «обходят море и сушу, лишь бы обратить хоть одного» (Матф. 23:15). Однако, с течением времени раввины стали всё меньше доверять искренности тех, кто хотел стать евреем по своему выбору: «Не верьте прозелиту, пока не пройдут двадцать четыре поколения» (Мидраш Рут Зута, 1:12).

Формальная процедура обращения (гиюра) возникла не сразу. Историки склонны считать, что это произошло уже после возвращения евреев из вавилонского плена. Когда Византийская империя приняла христианство, то обращение в иудаизм, как и браки с евреями, были категорически запрещены. В средние века европейские правители устанавливали специальные законы, направленные на то, чтобы усложнить жизнь иудеям. Евреи всё больше превращались в замкнутое сообщество, неохотно впускавшее в свою среду чужаков.

Как происходит обращение?

В иудаизме гиюр рассматривается как полное перерождение человека. Приняв Тору, он рождается к новой жизни и становится полноправным евреем. Это невозможно без полного духовного слияния с еврейским народом, поэтому каждый новообращённый обязан пройти череду испытаний, чтобы быть уверенным в искренности своего желания.

Прежде всего, кандидат должен узнать о том, что значит быть евреем. Ему придётся познакомиться с историей еврейского народа, с Торой и другими религиозными трудами, научиться читать молитвы, соблюдать Шаббат и кашрут, чтить праздники и традиции. Кандидаты посещают образовательные курсы для взрослых при синагоге или специальные подготовительные школы – ульпан-гиюр. Раввин местной общины выступает в роли наставника.

Примерно через год такого обучения кандидат предстаёт перед раввинским судом (бейт-дином). Три члена суда задают ему вопросы о причинах желания присоединиться к еврейскому народу и определяют уровень его знаний и заинтересованности. Это не экзамен – скорее, просто беседа. Если члены суда будут уверены в кандидате, то разрешат ему совершить гиюр.

После этого мужчины проходят процедуру обрезания, а над уже обрезанными совершают церемонию взятия капли крови. Спустя некоторое время, которое необходимо для заживления ранки, совершается ритуал погружения в микву (бассейн для ритуального омовения). В нём принимают участие кандидаты обоих полов. Миква в данном случае символизирует утробу матери, и выход из неё означает духовное перерождение. Человек становится евреем, которого воспринимают как равного все другие евреи. Он получает документ, подтверждающий обращение в иудаизм. Таково краткое описание процесса, не учитывающее особенности различных общин и конфессий.

Отношение к репатриации через гиюр в Израиле

В первые годы после возникновения еврейского государства ещё не существовало государственной политики по части репатриации. Люди, которые не являлись евреями по Галахе, могли просто идентифицировать себя как евреи и зарегистрироваться в этом качестве. Первый премьер-министр Израиля, Давид Бен-Гурион, настаивал на том, что Израиль как демократическое государство не должен определять религиозные предпочтения своих граждан.

Данный подход потерял актуальность в свете разгоревшегося в 50-е годы парламентского спора по вопросу «кто такой еврей». Бен-Гурион согласился с тем, что при определении права на репатриацию следует руководствоваться галахическими принципами. Религиозный закон говорит о том, что евреем может считаться тот, кто по своей воле принял иудаизм, однако никаких чётких правил и протоколов для обращения не существует, что порождает постоянные разногласия между религиозной и светской сторонами израильского общества.

Дело в том, что в иудаизме существует как минимум три течения. Все они отпочковались от традиционного раввинистического иудаизма. Примерно с XIX века, когда в Европе евреям начали предоставлять равные со всеми права, а значительная часть евреев переехала в США, евреи получили возможность свободно выбирать, во что и как верить. Появилось несколько конкурирующих между собой конфессий, каждая из которых считала, что именно она следует подлинным традициям иудаизма:

  • Реформистский иудаизм, который считает, что религиозные законы должны быть адаптированы к реалиям сегодняшнего дня, а социальной справедливости нужно уделять больше внимания, чем Талмуду
  • Ортодоксальный иудаизм, возникший как ответ на реформаторское течение и ставящий во главу угла строгое соблюдение еврейских обычаев и законов
  • Консервативный иудаизм, по ряду вопросов разделяющий взгляды реформистского, но считающий религиозный закон обязательным – хоть и в менее строгой интерпретации, чем у ортодоксальных иудеев

Ортодоксальный иудаизм, в свою очередь, имеет очень широкий спектр: от умеренного до ультраортодоксального, к которому принадлежат евреи-харедим. В число ультраортодоксов входят и евреи-хасиды, члены религиозного движения, зародившегося в 18 веке в Украине.

При таком разнообразии взглядов в иудаизме крайне сложно выработать единый подход к вопросу о гиюре. Поэтому Министерство внутренних дел зачастую вынуждено самостоятельно устанавливать правила, когда речь идёт о праве на репатриацию после принятия иудаизма. По требованию МВД обучение должно продолжаться хотя бы 300 часов, а после обращения человек обязан оставаться активным членом общины.

Верховный суд Израиля, начиная с 2016 года, неоднократно выносил постановления, обязывающие МВД признавать гиюры, которые проводятся в общинах, принадлежащих к наиболее крупным течениям иудаизма. Однако, Главный раввинат всячески старается этому противодействовать. Его поддерживают религиозные партии и правые политические движения: в частности, в ноябре 2022 года партия «Оцма Йехудит» потребовала отменить решение Верховного суда о признании реформистского гиюра для целей репатриации.

На протяжении более 15 лет израильские суды пытались оказать давление на Кнессет, чтобы тот принял решение относительно того, какое именно обращение должно считаться правомерным для целей получения гражданства. После того, как парламент так и не смог этого сделать, Верховный суд в 2021 году постановил, что реформистский и консервативный гиюр может быть признан как условие для репатриации.

Как получить гражданство Израиля через гиюр?

Принятие иудаизма позволяет стать гражданином Израиля наряду с другими евреями, однако гиюр должен быть совершён в общине одной из крупнейших признанных конфессий. Но даже в этом случае нужно быть готовым к тому, что МВД будет очень придирчиво рассматривать заявление и может потребовать дополнительных доказательств.

Кроме обычных документов, которые подаются вместе с анкетой о предоставлении визы репатрианта, новообращённому следует предоставить подробное письмо с описанием причин принятия иудейской религии. В письме описываются мотивы, сподвигнувшие человека на этот шаг, его представление о своей будущей жизни в качестве еврея, процесс обучения и рассказ о том, чем он занимался в общине.

В дополнение к этому письму от заявителя потребуются:

  • Рекомендация от раввина с детальным описанием того, как проходило обучение
  • Сведения об изучаемых предметах, продолжительности и форме занятий
  • Подтверждение того, что еврейская община является действующей
  • Доказательство того, что заявитель участвовал в жизни своей общины как минимум в течение года после обращения в иудаизм
  • Сертификат о прохождении гиюра
Наиболее важен тот факт, что новообращённый оставался членом еврейской общины после гиюра: это доказывает, что он руководствовался искренними мотивами, а не просто желанием переехать в Израиль. Посещение различных мероприятий, устраиваемых общиной, членство в её организациях, благотворительность и любая другая деятельность на благо общины будет являться дополнительным аргументом в пользу заявителя.

Гиюр – это трудный и долгий путь к израильскому гражданству, но преодолимый. Важно только помнить, что раввинат в ряде случаев признаёт гиюр для целей репатриации, но не для целей брака и всего, что с ним связано. В Израиле решение вопросов, связанных с заключением брака, разводом, назначением алиментов и опеки над детьми и так далее, отнесено к компетенции религиозных судов. Поэтому даже если МВД предоставит новообращённому еврею право жить в Израиле, тот не сможет заключить официальный брак, если его гиюр не будет признан Главным раввинатом.