Найти тему
Инсайт и Катарсис

Теория и опыт дыхательных практик, часть 1: холотропное дыхание

Оглавление

Когда речь заходит о дыхательных практиках, зачастую следует вопрос: "это что-то из йоги?" Действительно, именно в Индии зародились многие связанные с дыханием направления, в них черпали идеи основатели многих современных практик. Тем не менее, я поведу речь о современных западных дыхательных практик, которые нельзя назвать "йогой". Лично я обучался четырем из них: холотропному дыханию, ребёфингу, Вайвейшн и Свободному Дыханию. Первые две - весьма интенсивные, сопровождающиеся активным и шумным дыханием, порой сильными изменениями в сознании и погружением в его глубины. Последние две - довольно мягкие, их легко применять на практике, они зачастую помогают почувствовать себя лучше эмоционально и физически, а также по новому посмотреть на текущие проблемы и задачи.

Холотропное дыхание: появление на свет

-2

Начну свой рассказ с самой известной и вызывающий наибольший интерес в России -  с холотропного дыхания. Практика самая интенсивная из освещаемых, применение требует серьезной мотивации, желания разобраться в себе и что-то существенно изменить, кто к этому не готов, все более-менее устраивает, можно не читать эту статью и дождаться, скажем, обзора практики Вайвейшн. История появления холотропного дыхания на свет необычайно интересна и связана с запретом ЛСД в 70-х годах. Это вещество зачастую связывают с культурой хиппи, многие не видят большого различия с другими известными психоактивными веществами, имеющими дурную репутацию. Но мало кто знает о многочисленных исследованиях, проводившихся в 50-х и 60-х годах, в которых препарат испытывали для лечения зависимости, депрессии и других психических расстройств. А один из основателей "Анонимных Алкоголиков" (цель которых - выздоровление от алкогольной зависимости) Билл Уилсон был так впечатлен новым препаратом, что хотел даже раздавать его на конференции членам сообщества (осуществить эту идею ему конечно не дали). Было целое направление в медицине - "психоделическая терапия", одним из видных специалистов в нем был Станислав Гроф. Гроф и многие другие специалисты не одобряли свободного и бесконтрольного распространения вещества среди молодежи, но в определенный момент оно вырвалось на свободы из стен образовательных и медицинских учреждений. Джина из бутылки уже нельзя было вернуть обратно, молодежь объединялась под антивоенными лозунгами в разгар войны во Вьетнаме, правительство решило, что дело в ЛСД, нужно его запретить, и тогда будет проще осуществлять свою политику. Но что-то я отклонился от темы, отмечу, что автор канала не поддерживает ту или иную сторону в политических спорах, а просто описывает контекст. А кому этот контекст интересен, есть например 4-серийный документальный сериал "Трансформация ума" (How to change your mind, 2022), вышедший на Netflix, тема раскрыта в первой серии.

Так вот, запрет ударил не только по "вышедшей из берегов" молодежной культуре, но и по ученым и врачам,  искренне желавшим развивать науку и помогать людям. Кто-то опустил руки, но не Гроф. Он сказал, окей, вы можете запретить вещество, но мы получим те же эффекты с помощью того, чего вы никогда не сможете запретить, дыхания. И у него получилось! А мы можем поучиться упорству и находчивости у этого ученого и энтузиаста.

Как это работает

Сама по себе техника простая, ей можно обучиться за один вечер и войти в нужное состояние под присмотром специалиста. Опишу, как я понимаю ее действие. Человеческий организм может вырабатывать природные, или эндогенные "психоделики". Особенно в больших количествах они поступают в мозг в детстве, в том числе их воздействием может объясняться открытость миру, способность к обучению, яркое восприятие мира, непосредственность и способность к проживанию широкого спектра эмоций. Взрослея, человек, особенно если он пережил серьезные эмоциональные травмы в детском возрасте, в значительной мере утрачивает эти способности, "эго" получает все бОльшую власть. Если говорить о личном опыте, я порой испытывал особые, изменённые состояния в редкие моменты, когда например была глубокая внутренняя работа, связанная с размышлением на духовные темы и зачастую с особыми жизненными обстоятельствами, иногда к этому приводило прослушивание хорошей музыки (произведения Иоганна Себастьяна Баха), созерцание природы. В такие моменты "эго" словно растворяется, ощущается связь с чем-то гораздо большим, чем я сам, мысли останавливаются, мне не нужно думать и оценивать, я вижу, чувствую  и проживаю. Такие моменты я называю "просветами", в эти состояния хочется возвращаться, они имеют исцеляющий эффект, но путь к ним загадочен, и с возрастом кажется становится всё труднее. Также выброс гормонов и нейромедиаторов, который вызывает "психоделический" эффект, происходит, когда организм чувствует, что близок к смерти. Именно этим может объясняться эффект "клинической смерти", когда люди видят яркие визуальные эффекты и испытывают глубочайшие переживания. Это последняя попытка оживить мозг, сказать: "посмотри, как все прекрасно, жить стоит!", своего рода внутренний электрошок.

Какое отношение это имеет к холотропу? В процессе практики происходят серьезные изменения в биохимии, содержании кислорода и углерода в крови. Организм чувствует стресс и начинает выбрасывать эндогенные "психоделики". Зачастую к "холонавтам" в процессе приходят воспоминания из раннего детства, ведь состояния во многом схожи. Кто-то даже испытывает нечто, похожее на опыт рождения. Человек может ощутить связь с частью своего "Я", от которой он был отрезан на сознательном уровне.

Другая реальность или галлюцинации?

Опыт, полученный в процессе сеансов холотропного дыхания, очень разнообразен. Это и проживание воспоминаний, и необычные визуальные эффекты (фракталы, ощущение выхода в новые измерения), и телесные переживания (ощущение себя в другом теле, даже в виде животного и растения. Очень часто это ощущение разлитой вокруг вселенской любви, чувство связи и сопричастности во всем существующим. Что-то имеет прямое отношение к реальности, можно сделать важные открытия, выводы. С другой стороны, полученный опыт сильно зависит от того, во что человек верит, и с каким настроем подходит к сеансу. Скажем, если человек верит в реинкарнацию, он может ощутить себя в другом теле и эпохе, а если холонавт изучал до этого, что в процессе испытывали другие люди, вполне возможно, он тоже испытает и увидит что-то подобное. Именно эта неопределенность вызывает определенные сомнения в трансперсональной психологии, одним из создателей которой является Станислав Гроф, как науке. И принятие всего увиденного за чистую монету может являться источником заблуждений, по этой причине я бы не рекомендовал эту практику молодым людям с неустоявшимися убеждениями, можно сильно впечатлиться и увлечься яркими картинами. А вот людям с материалистическим мышлением опыт может быть очень полезным. Атеист в верующего может и не превратится, но в своей стройной картине мира засомневается наверняка, хотя бы на время.

Для меня решение - не искать в таких практиках ответы на глобальные вопросы, а сосредоточиться на разрешении внутренних конфликтов, возможности проживания травматического опыта, познании себя и поиске путей решения актуальных проблем.

Новые горизонты и опасности

-3

Опасно ли холотропное дыхание для здоровья? При профессиональном подходе, не думаю. Есть список противопоказаний: проблемы с сердцем, серьезные психические расстройства, такие как шизофрения. В интернете можно найти рассказы об опасностях холотропного дыхания, но обычно это теоретизирования без опоры на научные исследования и статистики учета "пострадавших". Специалисты, с которыми я беседовал, не видели ни одного случая, когда кто-либо серьезно пострадал в ходе практики. Также проводились исследования чем то схожего с холотропом метода Вима Хофа, в котором организм тоже подвергается серьезным нагрузкам в результате активного дыхания и воздействия холодом. Есть доказательства положительного воздействия, пробуждения скрытых резервов организма в результате таких нагрузок. Тем не менее, проблемы и опасности у этого подхода есть, и не для физического здоровья. Во-первых, войти в измененное состояние несложно, гораздо труднее принять полученный опыт, справиться с потоком нахлынувшей информации и чувств. Лично у меня, после начального периода радости, интереса, произошел сильный эмоциональный упадок. Как будто я прыгнул с высокого обрыва в воду, много что увидел интересного, но не успел рассмотреть, ведь запасы кислорода заканчиваются, и надо всплывать. Что делать с увиденным, непонятно. Последующая работа с помощью специалистов помогла усвоить этот опыт, получить глубокие инсайты и даже принять важные решения. Но что, если человек пытается подышать холотропным дыханием самостоятельно, или обратится к тем, кто не сможет оказать необходимую помощь? Человеку может стать еще хуже, чем было до практики. Но для меня более серьезна другая проблема, мировоззренческого характера. Такие практики, как холотропное дыхание, ребефинг, формировались в 60-х и 70-х годах, когда многие люди разочаровались в традиционном "христианстве" (и неудивительно, ведь произошла вторая мировая, и религии не только не остановили войну, но порой и подливали масла в огонь). В своих поисках они искали чего-то кардинально нового, многие, в том числе и основатели дыхательных практик, обратились к восточной философии и религии. Автор канала не прочитал ни одной книги Станислава Грофа, поскольку то, что он слышал в его интервью, входило в противоречие с собственным мировоззрением, а концепции трансперсональной психологии вызывают озвученные выше вопросы. При этом данная методика привлекает людей, которые интересуются восточной философией и эзотерикой. В процессе холотропных сессий большую роль играет музыка, проводящий сессию может использовать в том числе ритуальную, также после дыхательных сессий могут использоваться различные методики для интеграции опыта, которые некоторые христиане могут посчитать неприемлемыми. Лично я не столкнулся с серьезными проблемами, также даже во время глубоких переживаний сохранялась порой тонкая, но связь с реальностью, это не гипноз, был доступ к молитве. Но этот опыт небольшой, и если решусь на дальнейшие опыты, будет разумно узнать заранее, что там будет происходить и кто проводит сессию.

Гроф создал рабочий метод, который может многим помочь, эта практика, которую можно отделить от философии создателей. Предполагаю, хотя о серьезных клинических исследованиях я не слышал, холотропное дыхание может быть полезно при депрессиях, постравматическом стрессовом расстройстве, людям уже в зрелом возрасте, когда мышление может стать статичным и неспособным к изменениям. Сильный толчок может вывести из ставших железобетонными шаблонов мышления. Человек может стать более целостным, ощутить те переживания, которые он испытывал в детстве, почувствовать радость и интерес к жизни.

Мне интересно продолжать исследования этого метода, есть смелая идея сделать дыхательные практики безопасными для людей с христианским мировоззрением, соединить людей, которым это интересно, а возможно и самому проводить сеансы. Я буду рад, если эта статья дойдет до кого-то из специалистов, у кого есть опыт применения этих практик, и кто разделяет христианские ценности, или просто придерживается научного подхода и избегает эзотерики. Мне интересны перспективы дальнейшего обучения и получения практического опыта, открыт к общению и обсуждению возможного сотрудничества. А на очереди обзор другой практики - ребёфинга, тоже довольно интенсивной, только в меньшей степени, и ставшей базой для других, более современных практик.

Больше информации и возможностей для общения в моем телеграм-канале "Инсайт и Катрарсис". Stay tuned!