Найти тему
Газета "Новая Сибирь"

Флешмоб, протест или просто голос улицы на пустом месте?

На примере жителей городской окраины власти Новосибирска, похоже, хотят понять, как далеко могут зайти протестные настроения.

Толпа людей, собравшихся на конечной остановке автобуса «Криводановский карьер», выглядела внушительно — говорят, не менее 300 человек. Видеоролики, распространенные в сети, свидетельствуют, что все они кричали хором: «Верните нам маршрут!»

Рисунок Сергея Мосиенко, newsib.net
Рисунок Сергея Мосиенко, newsib.net

Сама возможность такого флешмоба (а участники наотрез отказываются называть случившееся митингом или собранием) — яркая иллюстрация того, какой глубокой окраиной города являются эти края. В более оснащенном инфраструктурой месте такого количества людей хватило бы, чтобы квалифицировать флешмоб как массовые беспорядки — в наши-то времена. А так — ну, может, просто люди ждали автобуса № 4, который совсем недавно отменили.

Маршрут закрыли из соображений оптимизации. Из официальных ответов начальника управления пассажирских перевозок мэрии Владимира Кондаурова видно, что даже сам перевозчик, компания «Автоальянс», не видит в нем ни выгоды, ни перспектив.

Поскольку рядом как раз запускался бесконтактный троллейбус, муниципалитет решился на перемены. Чтобы жителям было не так обидно, до карьера еще запустили 55-й — это автобус с таким длинным и извилистым маршрутом, что он, увы, показался людям совсем не нужным. И с первых же дней, как это начали обсуждать, жители частного сектора вокруг улицы Клубной начали поднимать вопрос о неприемлемости такого решения.

В самоназванном микрорайоне «Балластный карьер», по данным жителей, живет более 4500 взрослых и порядка 1400 детей, включая 100 детсадовского возраста. Детсада тут нет, в школе 9 классов, а поликлиника расположена в 16 километрах, на улице Широкой. Пешком от бывшей конечной остановки «четверки» до микрорайона «Дивногорский», где ходит троллейбус, — порядка полутора километров, да еще и по не приспособленным для пешеходов дорогам. До остановки «Мехколонна» на 2-й Станционной — примерно столько же, но идти надо в том числе по железнодорожным путям, буквально протискиваясь между вагонами.

Если бы эта часть Ленинского района была деревней вдали от Новосибирска, да еще лет сорок назад, людей бы такая транспортная доступность наверняка бы устроила. А так они совсем без удовольствия вынуждены тащиться по темной грунтовой дороге через лес или вдоль промышленного проезда вдоль грузовой железнодорожной ветки. Дети, которые хотят получить среднее образование, как-то должны ездить в школу или возвращаться из нее (в том числе со второй смены). А есть ведь еще более юные, которые хотят заниматься в кружках или секциях. И, напротив, пожилые, для которых в поликлинику — как на работу.

«Мы ходим и плачем по этим тропам. С колясками, инвалиды, просто ужас. Мы пришли все просто со слезами на глазах», — рассказала «Новой Сибири» жительница Балластного карьера Оксана Баженова.

«Мы Кондаурову на протяжении года объясняли, что этого вообще нельзя делать. Несколько круглых столов прошло. Губернатор просил отработать, чтобы жители частного сектора не пострадали. И, тем не менее, нас не услышали», — прокомментировал «Новой Сибири» депутат горсовета Денис Чаховский.

Дмитрий Козловский прорвался в повестку визита Андрея Травникова в Ленинский район с обращением жителей. Фото nso.ru
Дмитрий Козловский прорвался в повестку визита Андрея Травникова в Ленинский район с обращением жителей. Фото nso.ru

С вовлечением губернатора история вышла вообще веселая. Когда он в предвыборный месяц проезжал по Ленинскому району, депутат заксобрания Дмитрий Козловский прорвался в повестку, познакомив его с сутью обращения жителей. Губернатор строго оглядел свиту, в которой старшим от города был заммэра Олег Клемешов.

«Я только что услышал, что есть недовольство жителей. Недовольство многочисленное. Если вы хотите в очередной раз это на мои плечи переложить — не получится. Поэтому вы еще раз посмотрите. Если решение обоснованное, найдите способ объяснить его людям и компенсировать неудобства».

Дмитрий Козловский в этот момент повел себя довольно дерзко, добавив: аргументы мэрии о том, что автобусы не заполнены, жителей уже не убедили. Но с тех пор прошло чуть больше двух месяцев, и Владимир Кондауров, отвечая на вопрос жителей, поступивший к нему из общественной приемной губернатора, отвечает: пассажирооборот населенных пунктов по улице Клубной «несоизмеримо мал по сравнению с количеством предоставляемых пассажиромест». Как будто речь идет не о поселке в черте города, а о пустом месте.

«Вышеуказанные изменения муниципальном дорожной сети отвечают действующим нормативам качества обслуживания населения для городов с населением свыше 1 млн человек», — уверенно настаивают власти. А микрорайонные чаты вопиют: «Дожди пошли, снег скоро, как добираться без транспорта?» — «Какая прекрасная погода, какая прекрасная дорога, и шикарный бонус — бесплатный холодный душ от мимо проезжающих машин». «Дааа, тоже недавно пришла с промбазы, вся мокрая и грязная». — «У нас тоже ребенок пришел весь грязный и облитый «камазами». — «Я с детьми смогла залезть только в 5-й по счету транспорт. Люди просто битком набивались, вываливались из транспорта, даже и мечтать нельзя было, чтобы я с 5-летним ребенком и 2-летним в коляске смогла бы туда забраться. Опоздали в садик». — «Вечером вообще не смогли уехать, стояли больше часа на «Бетонном заводе» на ветру, замерзли, спасибо соседу — он нас на машине забрал». — «Это квест на выживание, а не оптимизация транспортной сети». — «Придется ходить пешком, как в 1926 году в Новониколаевске, когда он был переименован в Новосибирск». — «20 лет к нам ездили 15 автобусов и всем выручки хватало. И в морозы, и по нечищенным дорогам!»

В чатах — истории о том, как делегация от Балластного карьера посетила прокуратуру Новосибирска и ей там рассказали о предписании городским властям (подтвердить эти сведения в прокуратуре «Новой Сибири» не удалось). На официальном сайте регионального управления СКР — отчет о визите жителей в ведомство Александра Бастрыкина: «Жители обеспокоены тем, что мэрией города Новосибирска отменен маршрут рейсового автобуса, следовавший до их населенного пункта.  Многократные обращения людей к органам муниципальной власти оставались без внимания. В настоящее время следственными органами Следственного комитета России по Новосибирской области организована уголовно-процессуальная проверка по факту халатности должностных лиц мэрии города Новосибирска».

Теперь окраинному микрорайону обещают какое-то новое решение, но только с декабря, когда в город поступят очередные троллейбусы без рогов. Да и как обещают… Так, полушепотом, прикрывая рот рукой, или через депутатов. Так что люди на всякий случай потихоньку обсуждают новый флешмоб. Не исключено, что со сменой локации.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Наше издание выходит не только онлайн, но и на бумаге. Подписаться на электронную версию газеты и получить бесплатный доступ к ее архивам можно в нашем телеграм-канале.