Найти тему
208,5K подписчиков

5 поэтов России, которые заплатили неприкаянностью за великий талант. А могли бы жить спокойно до глубокой старости

5,6K прочитали
Я бы всем поэтам ставил памятники из белого мрамора. Они очищают нашу жизнь от серости. Фото Яндекс.Картинки.
Я бы всем поэтам ставил памятники из белого мрамора. Они очищают нашу жизнь от серости. Фото Яндекс.Картинки.

В качестве эпиграфа к статье как нельзя лучше подходят строки Евгения Евтушенко.

Он не входит в наш список, но однажды написал:

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Поэт в ней - образ века своего
И будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.

Летом, когда я в День памяти Владимира Высоцкого побывал на Ваганьковском кладбище, мне пришла в голову идея этой статьи. В этом месте вечно покоятся три наших великих неприкаянных поэта - Есенин, Высоцкий и Шпаликов.

Разгадать феномен неприкаянности великих русских поэтов мне, простому обывателю, не по плечу.

Я могу только прикоснуться к ней.

Они все были великими, но над всеми довлел какой-то неразгаданно-трагический рок Неприкаянности.

Неприкаянность Сергея Есенина привела его в номер 5 в гостинице "Англетер"

Какой же он был красивый... Фото Яндекс.Картинки.
Какой же он был красивый... Фото Яндекс.Картинки.

В 30 лет у Поэта было, как нам кажется, всё - слава, любовь женщин, деньги.

И великая Неприкаянность. Сегодня мало кто знает, что Есенин, накануне своего последнего приезда в Ленинград, лечился от депрессии в психоневрологической больнице.

А какое пронзительное стихотворение он оставит нам (его считают посмертным):

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Что мы успеваем к 30 годам. И что успел этот рязанский парень.

Давайте послушаем песню на стихи Сергея Есенина:

Николай Рубцов - жизнь "блистательной надежды русской поэзии" трагически оборвалась в 35 лет

Поэт Николай Рубцов. Фото Яндекс.Картинки.
Поэт Николай Рубцов. Фото Яндекс.Картинки.

Писатель Фёдор Абрамов назвал Рубцова "блистательной надеждой..."

Обстоятельства гибели поэта мы описывать не будем. Они слишком известны.

Ему бы познакомиться с хорошей девушкой, лучше из деревни. Ему бы жить и творить.

Но Неприкаянность уже приготовила поэту саван.

Кажется невероятным, но Рубцов писал:

Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!

И ушел из жизни 19 января!

Александр Градский написал песню на эти стихи 34-летнего гения:

Геннадий Шпаликов - оставил квартиру жене и дочери и пошёл "менять адреса"

Геннадий Шпаликов - фото полное надежд... Фото Яндекс.Картинки.
Геннадий Шпаликов - фото полное надежд... Фото Яндекс.Картинки.

Шпаликов из того времени, когда поэты собирали стадионы.

Я часто думаю, что пережил в душе человек, который мог написать такое:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Если даже пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Талант Геннадия Шпаликова был многообразен. Он известен больше как сценарист:

"Застава Ильича";
"Я шагаю по Москве";
" Я родом из детства".

А этот эпизод из фильма иначе как гениальным не назовёшь:

Наверное, если бы Шпаликов жил сегодня, то мог бы хорошо "монетизировать" свой талант (продать тексты к песням).

Вот воспоминания о Шпаликове, сделанные за несколько дней до его трагического ухода:
Шпаликов, по словам редактора «Мосфильма» Эллы Корсунской, ходил среди знакомых кинематографистов неприкаянный, не пытаясь примкнуть к отдельным группам; ей запомнился чёрный плащ сценариста и длинный красный шарф.

И опять это словечко "неприкаянный".

И длинный красный шарф...

Владимир Высоцкий - он хотел избавиться от своей зависимости, но не успел

Владимир Высоцкий  - поэт, автор исполнитель и актёр. Фото Яндекс.Картинки.
Владимир Высоцкий - поэт, автор исполнитель и актёр. Фото Яндекс.Картинки.

Был у Высоцкого хороший друг золотопромышленник Вадим Туманов.

И вот договорились они (Туманов и Высоцкий), что летом 1980 года Владимир Сёмёнович бросит всё свои дела и прилетит в артель Туманова. Там ему выделят отдельный домик, где в уединении и под строгим контролем врачей, Высоцкий будет лечиться от зависимости.

Дом был готов, припасы завезены.

Я сейчас думаю, сколько песен мог написать в этом добровольном заточении поэт.

Но Неприкаянность уже завладела его душой. Высоцкий дважды пытался улететь на Север.

Он даже написал записку своему другу Валерию Янкловичу:

«Если бы тебя не было на земле — нечего бы и мне на ней горло драть. Вдруг улечу сегодня. <…> Будь счастлив. Высоцкий».

Туманов ждал его в аэропорту. А потом получил телеграмму, что Высоцкий опоздал на самолёт.

А вот видео, которое я сделал 25 июля 2023 года на могиле Высоцкого:

Банально, но народная любовь к Поэту не иссякает. Прошло уже 43 года, как он ушёл...

Борис Рыжий - его называли "последним Гением русской поэзии"

Пэт Борис Рыжий - он ушёл от нас так рано, что не успел стать знаменитым. Фото Яндекс.Картинки.
Пэт Борис Рыжий - он ушёл от нас так рано, что не успел стать знаменитым. Фото Яндекс.Картинки.

Как там говорят китайцы:

Не дай вам Бог жить в эпоху перемен.

Борис Рыжий, которого называли "молодой Есенин", родился в 1974 году.

В начале 90-х он начал приобретать известность, как поэт.

К этому времени поэты уже не собирали стадионы.

И пронзительные строки поэта так и останутся малоизвестными:

…А мы с тобой, мой ангел, в этот мир
случайно заглянули по пути,
и видим — дальше некуда идти.
Ни хлеба нам не надо, ни вина,
На нас лежит великая вина,
Ноторую нам Бог простит, любя.
Когда б душа могла простить себя…

Неприкаянность пришла к нему даже раньше, чем к Есенину.

Рыжий уйдет из жизни в 27 лет... В последней записке он немногословен:

«Я всех любил. Без дураков».

Сергей Никитин написал целый цикл песен на стихи Рыжего. Вот одна из них:

Вот такая грустная история.

Неужели правда, что быть поэтом в России - это тяжёлый крест.

И нести его не каждому под силу.

А вы что думаете?

СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНОВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.