Найти тему
Не учебник истории.

Четыре самые известные фаворитки французских королей, вошедшие в историю

Оглавление

От Агнесс Сорель до Жанны Дюбарри — эти женщины имели практически неограниченную власть в дореволюционной Франции. Они жили в разные эпохи, обладали разными характерами, носили разные платья, но было нечто, что объединяло этих женщин - они делали королей счастливыми.

Эта картина, на которой изображены Людовик XV и его последняя возлюбленная, мадам Дюбарри, была завершена почти через столетие после ее смерти. Дьюла Бенцур. Открытый источник
Эта картина, на которой изображены Людовик XV и его последняя возлюбленная, мадам Дюбарри, была завершена почти через столетие после ее смерти. Дьюла Бенцур. Открытый источник

Кто во Франции удостаивался чести называться самой главной женщиной Королевства? Во время старой монархии это была далеко не королева, а официальная фаворитка короля - maîtresse-en-titre.

Нередко эти женщины управляли не только сердцем монарха, но и ловко направляли политический ход событий в нужное им русло. Чем сильнее во Франции укреплялся "департамент королевских фавориток", тем большую власть получали королевские любовницы. Подобная свобода мысли и действий была недоступна большинству женщин того времени.

Вот истории лишь четырех представительниц прекрасной половины человечества, которые остались в истории только благодаря любви, которую сумели разжечь в сердце монарха.

Почему любовницы были такими могущественными?

Не секрет, что многие члены королевских фамилий Европы позволяли себе иметь внебрачные связи. Но лишь во Франции любовницы короля пользовались не только королевским расположением, но и официальным признанием в обществе. Как часто бывает, зачастую, королевы были иностранками, а их браки с правителем той или иной державы представляли собой тщательно спланированный и политически выгодный союз. При подобных обстоятельствах неудивительно, что отношения между светлейшими супругами были омрачены недоверием или откровенной враждой. Как следствие, короли, утомленные государственными заботами, искали привязанности и дружеских отношений за пределами супружеской опочивальни.

Как отмечают многие историки, уже в то время многие образованные мужчины признавали тот факт, что женщины интеллектуально равны с ними, однако, закон ограничивал права и свободы женщины, дабы не возникла угроза потери мужчинами лидирующей позиции в обществе. Со времен Карла VI французские монархи охотно принимали советы от женщин, которые сумели заслужить их полного доверия, считая их прекрасным, если не лучшим выбором среди всех политических советников.

Французский скульптор Жан Гужон создал эту скульптуру Дианы-Охотницы по подобию Дианы Пуатье. Открытый источник
Французский скульптор Жан Гужон создал эту скульптуру Дианы-Охотницы по подобию Дианы Пуатье. Открытый источник

Агнесса (Аньес) Сорель (1422-1450)

Аньес Сорель, более известную как «Леди красоты», часто считают первой официально признанной фавориткой представителя французской королевской семьи.

Родившись в семье мелкого дворянина, она сумела получить должность фрейлины Марии Анжуйской, жены французского короля Карла VII. Роман между Аньес и королем завязался в 1444 году, уже вскоре после того, как новая фрейлина приступила к исполнению своих обязанностей.

Впервые в истории Франции монарх не только не скрывал своих отношений с любовницей, более того, он открыто осыпал ее дорогими подарками среди которых была прекрасная одежда и драгоценности. Именно Аньес Сорель сняла существовавший до того момента запрет на ношение бриллиантов некоронованными особами.

От Карла VII у Аньес было три дочери, пережившие младенчество, каждая из которых получила титул filles de France (девушки Франции). Все три дочери носили фамилию Валуа и за каждой из них было дано прекрасное приданое.

Портрет Агнес Сорель, датируемый XVI веком, Открытый источник
Портрет Агнес Сорель, датируемый XVI веком, Открытый источник

Аньес Сорель осталась в истории в первую очередь не как фаворитка короля, но как первая законодательница моды. Ее стиль одеваться подвергался громкой критики со стороны консервативной аристократии Франции.

Однако, именно ее склонность носить платья с глубоким вырезом, обнажавшим одну грудь вдохновила Жана Фуке на создание культового полотна, изображающего Деву Марию.

Жан Фуке. Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Открытый источник
Жан Фуке. Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Открытый источник

Судьба отвела Аньес и Карлу не слишком много времени. Во время своей четвертной беременности Аньес почувствовала резкие боли в животе. Спустя всего несколько часов молодая женщина умерла, родив недоношенного младенца.

Причина ее смерти будоражила умы исследователей и любителей истории на протяжении многих веков. И лишь в 2005 году, исследование останков Аньес Сорель показало, что причиной ее смерти стала огромная концентрация ртути. Однако, это открытие ни в какой мере не указывает на то, что фаворитка короля была отравлена умышленно. В те времена ртуть использовалась и для лечения от глистов, и как компонент, входящий в состав омолаживающих средств.

Диана де Пуатье (1499-1566)

Молодая вдова Диана де Пуатье служила при дворе короля Франциска I. Сохранилось немало свидетельств о том, что король восхищался способностью молодой женщины умело управлять имением и всеми делами покойного супруга. Франциск I испытывал к Диане де Пуатье искреннее уважение, а вот для его сына Генриха, ставшего впоследствии королем Генрихом II - Диана стала любовью всей его жизни.

Впервые встреча будущего короля и Дианы де Пуатье произошла когда Генриху было всего семь лет, тогда как Диана была дамой 26-ти шести лет от роду. В тот памятный день, Генрих отправлялся в качестве заложника в Испанию. На родину он вернулся спустя 4 года. Диане было уже 30, но это обстоятельство не умерило пыл подростка.

В доказательство своей искренней любви, Генрих в своем туалете использовал цвета Дианы: черно-белыми тонами указывалось на ее вдовство и, одновременно такая цветовая гамма скрыто намекала на тезку Дианы - римскую богиню Луны.

Со временем Диана де Пуатье стала самым близким и доверенным советником и компаньоном Генриха. И, даже несмотря на то, что она была обвинена в заговоре, целью которого было свержение Франциска I, за которым последовало отлучение Дианы от Двора, сразу после смерти Франциска в 1547 году она вернулась ко Двору.

Никез де Кейзер. Диана де Пуатье, позирующая Франческо Приматиччо в присутствии Генриха II (сер. XIX в.) Открытый источник
Никез де Кейзер. Диана де Пуатье, позирующая Франческо Приматиччо в присутствии Генриха II (сер. XIX в.) Открытый источник

Генрих II, как и было положено монарху, заключил династический союз с Екатериной Медичи, которая подарила ему десять детей, семеро из которых пережили младенчество. И несмотря на это, связь с Дианой продолжалась десятилетиями.

Диана была готова оказать любую помощь Генриху: она заботилась о его детях, ухаживала за драгоценностями Короны, лично писала письма, которые Генрих подписывал объединенным именем «HenriDiane».

В 1559 году, во время рыцарского турнира, Генриху была нанесена смертельная рана. В тот день, он по обыкновению был одет в черно-белое платье. Десять дней, в течение которых король боролся за свою жизнь он не переставал звать Диану. Однако, почувствовав силу, законная супруга Екатерина Медичи не позволила фаворитке войти в покои короля.

После смерти Генриха II Диана де Пуатье жила вдали от Двора и его интриг.

Екатерина Медичи считала, что наказала любовницу мужа, однако, монограммы Генриха II, которые и по сей день украшают многие исторические здания недвусмысленно намекают на то, кто же был истиной хозяйкой и королевой де-факто для Генриха II.

Монограмма короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи (НСС) на самом деле посвящена Генрихом любви всей его жизни – красавице Диане де Пуатье. Если присмотреться, можно увидеть, как наложенные буквы преобразуются в монограмму HDD – Генрих и Диана.
Монограмма короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи (НСС) на самом деле посвящена Генрихом любви всей его жизни – красавице Диане де Пуатье. Если присмотреться, можно увидеть, как наложенные буквы преобразуются в монограмму HDD – Генрих и Диана.

Мадам де Помпадур (1721-1764)

Одной из самых известных и влиятельных королевских фавориток была Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур, более известная как «Мадам де Помпадур». Она происходила из семьи, далекой от аристократических кругов. Ее отец был государственным чиновником, бежавшим из страны после коррупционного скандала. Девочка осталась на руках у матери, не имеющей ни гроша в кармане.

Легенда гласит, что однажды гадалка предсказала, что девочке суждено покорить сердце короля. Мать, уверовав в предсказание решила приложить все усилия, чтобы ее дочь получила достойное ее будущего статуса образование. Привести желаемое к действительному помог друг отца Жанны, который, как предполагается, и являлся биологическим отцом девочки.

Мадам де Помпадур работы Франсуа Буше (1759) (Лондон, Коллекция Уоллеса). Открытый источник
Мадам де Помпадур работы Франсуа Буше (1759) (Лондон, Коллекция Уоллеса). Открытый источник

Путешествуя по миру парижских салонов и оттачивая свои светские манеры, за юной Жанной закрепилось прозвище Reinette - маленькая королева. В 19 лет она вышла замуж за финансиста Шарля Гийома Ленормана д’Этьоль.

В 1745 году был дан тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Среди гостей особо выделялась незнакомка в костюме богини охоты. Король весь вечер не отходил от незнакомки, а Двор гадал, кто скрывается под маской Дианы охотницы.

 Тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Открытый источник
Тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Открытый источник

Уже вскоре интрига была раскрыта. На роскошном маскараде в Зеркальном зале король был замечен без маски. Он воодушевленно вел беседу со своей новой возлюбленной.

Королевские милости посыпались на Жанну как из рога изобилия. Король пожаловал ей имение де Помпадур, а в придачу к нему титул маркизы.

Замок Арнак-Помпадур. Открытый источник
Замок Арнак-Помпадур. Открытый источник

Не долго ждал королевских милостей и супруг новоиспеченной маркизы. Шарль Гийом Ленорман д’Этьоль был назначен послом и отправлен... подальше от Франции и Двора.

Жанна заняла несколько комнат в королевском дворце, которые были соединены потайной лестницей с личными покоями Людовика.

Несмотря на всеобщее недовольство, вызываемое влияние мадам де Помпадур на короля, следует согласиться с тем, что она оказала Франции немалую услугу, поддерживая и развивая искусство. Именно она убедила Людовика завязать отношения с некоторыми из светил эпохи Просвещения. Среди них были и авторы первой французской энциклопедии.

Маркиза де Помпадур никогда не отличалась сильным здоровьем. Она оставила этот мир в возрасте всего 42-х лет.

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов. Открытый источник
Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов. Открытый источник

Жанна Бекю графиня Дюбарри (1743-1793)

Следующая фаворитка Людовика XV сыграет свою роль как в его правлении, так, отдаленно, и в падении Французской империи. После смерти мадам де Помпадур Людовик влюбился в Жанну Бекю.

Пройдя путь от проститутки до великосветской куртизанки она умело обольстила короля, который был старше ее на 33 года. Французский Двор, привыкший к образу жизни своего властителя наотрез отказался принимать в качестве фаворитки короля особу, в жилах которой не было ни капли аристократической крови. Дабы узаконить положение своей новой возлюбленной при Дворе, Людовик выдает ее замуж за графа Гийома Дюбарри, после чего юная муза беспрепятственно впорхнула в роскошные залы Версаля.

Портрет Жанны Беку работы Франсуа-Юбера Друэ, 1770 год. Музей Прадо. Открытый источник
Портрет Жанны Беку работы Франсуа-Юбера Друэ, 1770 год. Музей Прадо. Открытый источник

Щедрость Людовика в отношении своей новой возлюбленной возмутила всю Францию. Он одаривал мадам Дюбарри великолепными украшениями и платьями. Дочь швеи ни в чем не получала отказа. Возжелав получить бенгальского раба, который служил личным слугой короля - она получила и его.

Самым же скандальным подарком стало огромное бриллиантовое украшение, оплатить которое было не посильно для французской казны. Позже, это украшение окажет "медвежью услугу" следующей королеве Франции - Марии Антуанетте.

Ожерелье королевы (реконструкция). Открытый источник
Ожерелье королевы (реконструкция). Открытый источник

Ожерелье и другие беспрецедентные по своей стоимости подарки короля своей возлюбленной продолжали будоражить умы Франции ​​даже после смерти Людовика XV, в результате чего Дюбарри был отлучена от Двора.

Мадам Дюбарри приняла смерть на эшафоте по приговору революционного суда. Исполнение приговора было поручено самому известному палачу Франции - Анри Сансону, с которым, по легенде, у мадам Дюбарри в молодости была любовная связь.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории. | Дзен