Осенью, когда темно становится уже в середине дня, самое время обратить внимание на книги, в которых исследуются темные уголки души. Психологические хорроры, где реальность порой не отличить вымысла, зачастую страшнее классических ужасов — именно такие мы и включили в эту подборку.
Ксения Балюк, журналист, кинокритик и автор Telegram-канала «Што это было», составила список знаковых мистических романов и рассказов, адаптированных в сериалы. В подборке — «Ребёнок Розмари», «Изгоняющий дьявола», «Призрак дома на холме» и другие книги, которые были экранизированы на ТВ.
Джексон Ш.«Призрак дома на холме: роман»
Экранизация: одноимённый сериал Майка Флэнагана на Netflix
Это известнейшая история о доме с приведениями, которую Стивен Кинг называет «лучшим романом новой американской готики». Текст был опубликован в 1959 году и с тех пор обзавелся несколькими киноэкранизациями. Книгу адаптировали для широкого экрана Роберт Уайз в 1963 году и Ян де Бонт в 1999-м, однако самой пугающей является версия Майка Флэнагана для Netflix, вышедшая в 2018-м. Как и в оригинале Ширли Джексон, Флэнаган полагается на саспенс, а не на скримеры, и играет на психологической травме персонажей через мистические события.
По Эдгар Аллан «Падение дома Ашеров»
Экранизация: одноимённый сериал Майка Флэнагана на Netflix
Готический рассказ «Падение дома Ашеров» — знаковое произведение «певца тревожных шорохов», в котором стирается грань между реальностью и вымыслом, а ужас притупляет остальные чувства. За экранизацию мистической истории взялся мастер психологических триллеров Майк Флэнаган, однако действие он предпочел перенести из XIX века в современность, что придаёт знакомому сюжету интригу. Основные элементы литературного источника — готический особняк, большая семья, жуткие тайны — все остались на месте.
Лавкрафт Говард Филлипс «Говард Лавкрафт. Большое собрание сочинений в одном томе»
Экранизация: сериал Гильермо дель Торо «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» на Netflix
В произведениях Лавкрафта, специализирующегося на сверхъестественном ужасе, как и у перечисленных выше авторов, неясно, где сон, а где явь. Рассказы своего любимого писателя, которые дель Торо выбрал для своей антологии, именно такие. Эпизоды его сериала в основном сняты по оригинальным сценариям, но два из них — «Модель для Пикмана» и «Сны в Ведьмином доме» — вдохновлены сочинениями Лавкрафта. Кит Томас экранизировал первый рассказ и рассказал о природе искусства, а Кэтрин Хардвик — о студенте, изучающем оккультизм.
Левин А.«Ребенок Розмари: роман»
Экранизация: одноименный сериал Агнешки Холланд на NBC
Мистический триллер Айры Левина считается самым продаваемым романом ужасов 1960-х годов. Он же запустил «бум ужасов»: с «Ребёнка Розмари» художественная литература ужасов стала особенно коммерчески успешна. Спустя год после публикации книга обзавелась экранизацией: Роман Полански снял культовое кино, которое тут же стало большим кассовым хитом. Гораздо менее замеченной стала сериальная адаптация 2014 года, где молодая супружеская пара живет не в Нью-Йорке 1960-х, а в современном Париже. Новый вариант ничем не хуже оригинала: сказывается, что исполнительным продюсером и консультантом мини-сериала выступил сам Полански.
Блэтти У.П. «Изгоняющий дьявола»
Экранизация: одноимённый сериал Джереми Слейтера на Fox
Легендарный роман, выпущенный в 1971-м, пережил более сотни изданий во многих странах мира. Успеху в том числе способствовала экранизация 1973 года — ставший классикой фильм ужасов Уильяма Фридкина, сценарий к которому написал сам Блэтти. В 2016-м вышел телевизионный ремейк, который базируется на событиях оригинала и существует в той же кинематографической вселенной. В захватывающем, мрачном, напряженном сериале история раскручивается до впечатляющих масштабов, а ужасы трансформируются в детективную драму, и от того еще любопытнее.
Ожидается поступление
Грин А.С. «Крысолов: рассказы»
Объединённые в альманах экранизации шести рассказов отечественных писателей пугают своей злободневностью. «Дочь крысолова» по мотивам рассказа Александра Грина повествует об адаптации к новому порядку. Антиутопия «Можарово», основанная на одноименном рассказе Дмитрия Быкова, поднимает тему расслоения в обществе. «Лесной царь» — экранизация стихотворения Василия Жуковского — рассказывает о гнете диктатуры социального рейтинга. Оммажи киноклассике тоже имеются: «Семья вурдалака» по мотивам рассказа Алексея Толстого похожа на «Бал вампиров» Романа Полански, «Гробовщик» — это парафраз Тиму Бертону на фундаменте «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» Александра Пушкина, а драйвовый «Князь» — экранизация рассказа Дмитрия Тихонова «Беспросветные» — напоминает «Безумного Макса» Джорджа Миллера.