Проехать по “Шелковому пути” за рулем боевой машины — что может быть круче? Для этого, к слову, не обязательно быть автогонщиком и иметь лицензию РАФ. В этом году я принял участие в ШП не просто как приглашенный журналист, а как полноправный участник гоночной команды ГАЗ Рейд Спорт.
Как так получилось? Первое желание поехать на ШП вместе с ГАЗ Рейд Спорт у меня родилось после того, как на прошлом ралли увидел, как валят гоночные “ГАЗели”. Потом вместе с командой я ездил на бархан Большой брат.
Тогда я был пассажиром, а сейчас мне предстояло сесть за руль подготовленного “Соболя” категории Т2 и отправиться в увлекательное путешествие вдоль канала гонки. Мой пассажир и штурман — спортивный директор ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин.
Моя задача — доставлять Вячеслава Михайловича на точки спецучастков для оценки выступления участников команды.
В качестве медиа-кара мне была выдана командная боевая машина класса Т2 с возможностью движения в канале гонки.
Это оказался совершенно другой, более сложный, яркий и глубокий опыт, которым я постараюсь с вами поделиться в серии публикаций.
Аккредитация “не для всех”
“Шелковый путь” — ралли рейд мирового масштаба и организации. Все, что происходит или может происходить, подчинено строгому регламенту. Иначе невозможно — количество участников ШП 2023 превышает 750 человек, включая 70 спортивных экипажей. У всех групп участников — своя униформа с понятными обозначениями: водители, медики, организаторы, пресса, топливная группа, авиаотряд. Механики и сотрудники команд, конечно, в своих фирменных майках. Я же имею возможность носить как “прессу”, так и джерси команды ГАЗ Рейд Спорт. Но это не главная моя привилегия на этой гонке.
Дело в том, что движение автомобилей команд (ассистанс) и прессы (медиа) в гонке
разрешается только по фиксированному маршруту, отклонения от которого фиксируются GPS-трекером, как и превышение максимальной скорости в 110 км/ч — штрафы за это очень строгие. Особо тяжелое нарушение для ассистанса или прессы – пересечение канала гонки. Так что в обычном порядке журналисты могут посещать только указанные в дневном маршруте фото-точки — в основном, доступные по хорошей дороге.
Но есть исключение. Если в качестве пресс-кара аккредитуется внедорожник с каркасом безопасности, подготовленный по категории Т2 (стандартные автомобили), или Приложению «J» МСК ФИА, или КиТТ для категории «Продакшн» (группа «национальный», серийные автомобили с колёсной формулой 4х4), то в такой ситуации вы получаете право двигаться непосредственно рядом с гоночной трассой, то есть в канале гонки. Разумеется, у водителя такого медиа-кара должен быть опыт выступления в ралли-рейдах или внедорожной езды. Машина получает специальную зеленую наклейку (у обычных медиа она желтая).
С таким же допуском на ШП работают и официальные медиа-ТВ-бригады гонки.
Организаторы используют подготовленные Toyota Hilux, а мой аппарат — боевой “Соболь” команды ГАЗ Рейд Спорт.
Боевой “Соболь” Т2
Машина по спортивным меркам скромная — минимум изменений по сравнению со штатным “Соболем 4х4”. Но вместе с тем — настоящий внедорожник!
Каркас безопасности, спортивные амортизаторы и разработанная командой прошивка для стокового “Камня” позволяет мотору уверенно выдавать 150 л.с. и 350 Нм.
Трансмиссия с 5 ступенчатой МКП и понижающим рядом полностью стандартная. Есть задняя блокировка. И красивые желтые кованые диски. С собой много всего, включая сендтраки и две запаски, а также аптечка первой помощи и фальшфееры.
В правилах прописано также наличие 5 литров воды на человека. Такой запас — минимум на жаркий день. “Воду иногда приходится сбрасывать экипажам с вертолетов. Вот почему бутылки должны быть из толстого прочного пластика”.
Руководитель гонки Виктор Соколов держит в руках бутылку питьевой воды G-Drive. Действительно, пластик плотный — в машине на бездорожье не перетрется. Вкус мягкий, с хорошим ионным составом. Забегая вперед, пили мы эту воду литрами.
Гоночные “ГАЗели” и “ГАЗоны”
Выступающие в классе прототипов Т1 гоночные полноприводные ГАЗели — среднемоторные, в отличие от базовой модели Next. Две машины (синяя и красная) отличаются прежде всего конструкцией подвески.
Синяя машина, на которой выступают пилот Алексей Игнатов и штурман Евгений Павлов, с независимой передней подвеской, изначально близкой к серийным Газелям НН.
Рабочее место пилота:
В этом году инженеры команды увеличили наклон стоек и серьезно улучшили кинематику передней подвески.
На красной машине выступают Александр Русанов и Алексей Мальцев. Подвеска классическая, зависимая с мостами.
Появился настроенный специально под машину рулевой демпфер. Штатные мосты “обварены” и усилены — никак не загнуть (как думалось мне на тот момент).
Двигатели накрученные “камни” Cummins ISF 2,8 Euro 6 — 200 л.с. и 520 Нм. Эти моторы впервые стоят на гоночных ГАЗелях. Они легче прежних модификаций Euro 4 и 5 на 50 кг. Для гоночной машины – серьезный козырь. Меньше масса — выше скорость. У мотора другой рабочий процесс, иная, более совершенная конструкция. Субботин охотно делится подробностями: "С этих "камней" можно снять до 300 л.с. без потери надёжности и ресурса. Повышение мощности — только за счет турбины и калибровок блока управления. Этим всегда был хорош Cummins. Он гибок в форсировке, у него приличные внешнескоростные показатели, высокие ресурс и надёжность. Поэтому его и выбрали для серийных машин ГАЗа. Поставили на конвейер. Новые моторы должны прибавить скорость и гоночных Газелям. "
Коробка передач и раздатка на Газели NN в этой гонке — корейская 5-ступенчатая Dymos. К следующим турнирам в команде готовят новую фирменную 6-ступенчатую коробку производства ГАЗ. Уже кулачковую и прямозубую. А пока едут на проверенном агрегате. Коробка заменяется раз в два гоночных дня.
В 2023 году модифицировали и системы охлаждения — радиаторы стали больше раза в полтора. "Выросла нагрузка и скорости. Необходимо и более эффективное охлаждение", поясняет Субботин.
Боевые ГАЗоны Садко Next не так уж далеки от своих серийных прототипов. В частности, на гоночных машинах используется мотор ЯМЗ 534, выдающий в мелкосерийном форсированном варианте 310 л.с. и 1100 Нм.
Технички — могучие Уралы Next. Автомобили были построены специально для команды. 6.65-литровые “шестерки” ЯМЗ-536 немного “подкручены” по сравнению со штатными 312 л.с. и 1226 Нм. Такая техничка с колесной формулой 6х6 может ехать 120, и не обязательно по дороге.
Гонка технологий
У других команд тоже есть на что посмотреть. Самые навороченные технички — у КамАЗа и МАЗа. Это касается и боевых машин.
Сергей Вязович пилотирует 950-сильный МАЗ-6440RR. Крутящий момент ограничен на отметке в 4500 Нм. До сотни 9.6-тонная махина разгоняется за 9 секунд.
Моя давняя хорошая знакомая Настя Нифонтова — один из претендентов на лидерство в категории Т3, при этом ее команда, фактически, семейного формата. У Насти всего два механика, ее муж — директор команды.
Накануне старта сын Насти, Тимофей, сломал руку, катаясь на электросамокате в закрытом парке. Хлопот стало больше, но Насте и ее команде все по плечу.
Багги Нифонтовой по прозвищу “Крош”.
Роман Русинов — коллега Насти Нифонтовой по команде G-Drive Racing. Чемпион кольцевых гонок в этом году впервые пробует себя в ралли-рейдах и в «Шелковый путь» отправился на таком же багги Maverick X3:
“Мы проехали Золото Кагана — это был первый мой опыт езды на багги. Потом была работа над ошибками. Я применил все мои навыки с точки зрения менеджмента, чтобы добиться результата. Наша цель — финишировать. Если у нас не будет технических проблем, то мы покажем хороший результат. Для меня главная сложность ралли-рейда в том, что ты не знаешь дорогу, есть много непредсказуемых вещей, которые могут всплыть, которые не будут прописаны в роудбуке. По сути, это езда вслепую“.
Гонка начинается до старта
Нельзя просто так приехать на гонку и сразу стартовать. Первая задача после аккредитации — административные проверки и техническая инспекция, необходимая для допуска автомобиля в канал гонки. Опытные специалисты внимательно изучают конструкцию каждого автомобиля — мелочей тут нет.
В нашем случае инспекторы выявили неправильную фиксацию задних ковшей (к гонке 2023 года машину сделали четырехместной).
Едем обратно в парк — механики переделывают крепеж. Затем повторно проходим АП и ТИ. А еще надо успеть на пресс-конференцию!
Дальше — заправка. Гоночный караван сопровождают бензовозы постоянного топливного партнера ралли – сети АЗС “Газпромнефть”. Заправляться и участникам и медиа при необходимости можно на любой АЗС, но все команды предпочитают топливо от организаторов, уже не раз проверенного и испытанного на ралли.
Новое топливо G-Drive Diesel организаторы гонки тестировали во время реконессанса ШП 2023, на подготовленных Hilux провели замеры показателей состояния топливной аппаратуры и двигателя до и после поездки, и остались довольны результатами. Вряд ли будет против и Cummins на “Соболе”… Закончив все приготовления в парке, прыгаем в такси и мчим на торжественный старт. Гонка еще не началась, но уже сейчас я понимаю, что свободного времени тут нет буквально ни минуты.
Торжественный старт
Центр Казани частично перекрыт, под стенами Кремля — “выставка“ гоночных автомобилей.
Гремит музыка, прыгают мотофристайлеры. В небе кружит “еврокоптер” съемочной бригады.
Зрителей полная площадь Тысячелетия, шоу на высоте!
Закрытый парк и церемонию старта посетили не только руководители региона, но и министр иностранных дел России. Это неудивительно — на старт международной гонки вышли экипажи из 23 стран.
Торжественный старт, вроде бы, не несет спортивного смысла, но это шоу для зрителей, и для самих экипажей — дополнительный заряд бодрости и уверенности.
Технический старт — уже следующим утром. После церемонии все экипажи отправляются обратно в бивуак.
Время около 10 вечера. Команды уже по большей части готовы к отъезду. Проверяют свои ящики участники “экстремального” зачета G-Moto, в который допущено только десять участников.
В этом ящике находятся все вещи и запчасти участника, ремонтировать мотоцикл можно только самостоятельно. Ящик перевозится организаторами из лагеря в лагерь, предоставляются разнообразные ГСМ (топливо, масло, пластичные смазки), все остальное — зона ответственности самого участника.
Для журналистов вечер на бивуаке — отличная возможность пообщаться с пилотами в спокойной атмосфере. Вот только нужно угадать с вопросом — ведь планы на гонку у всех пилотов перед стартом одинаковые — желательно, победить, продемонстрировать максимально высокий результат.
Псс, парень, зачем тебе этот “Соболь”, может поедешь как все нормальные журналисты — пассажиром на роскошном медиа-каре Exeed VX? Вот он как раз заправляется…
Но прочь сомнения, ведь в моих планах — по-новому взглянуть на “Шелковый Путь”.
Продолжение следует!