Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Новая Lada Vesta 2023 под санкциями: лучше или хуже старой? Детальный тест-драйв

Новая Lada Vesta второго поколения (она же Vesta NG) должна была пойти в массовое производство еще прошлой весной, но этого не случилось. На заводе в Ижевске успели выпустить меньше тысячи товарных автомобилей, потом последовал неожиданный развод с Renault и череда нарастающих санкций. Которые, по словам авторитетных западных аналитиков, должны были поставить жирный крест на производстве автомобилей Lada Vesta, с обилием зарубежных комплектующих, и минимум на год прервать выпуск “чисто российской” (на самом деле нет) Lada Granta.

Прогнозы "аналитиков" оказались обычной манипуляцией, хотя нельзя отрицать и очевидный профессионализм новой управленческой команды завода во главе с бывшим министром транспорта Максимом Соколовым. Производство Granta возобновилось уже спустя несколько месяцев, а теперь на конвейер вернулась и представленная прошлой весной Vesta нового поколения, которых до конца года планируют выпустить тиражом минимум в 100 000 экземпляров, чтобы выполнить озвученный ранее производственный план в 400 000 авто в год.

-2

Для выпуска Vesta в Тольятти из Ижевска перевезли все необходимое — 500 единиц сварочного оборудования, 6000 элементов оснастки и приспособлений для окраски, штамповки, сборки, а также производства пластиковых деталей. В настоящее время над производство Vesta трудится свыше 3600 человек. Сборка производится на самое современной заводской линии B0, где раньше собирали Renault Sandero, Logan и Largus.

-3

Насколько новая Vesta лучше старой, и чем она отличается от первоначальной версии, представленной в прошлом году еще в альянсе с Renault? Чтобы это выяснить, я отправился в Санкт-Петербург на первый тест-драйв новинки.

Видео тест-драйва Lada Vesta 2023

Внешний вид

Новая Vesta похорошела ровно там, где надо. Прежде всего, в глаза бросаются даже не новые бампера, удлиняющие автомобиль на три сантиметра (в том же Х-образном стиле), а новая оптика.

-4

Спереди — наконец-то рефлекторные светодиодные фары с красивыми ДХО/поворотниками, полуобхватывающими блок-фару, как на автомобилях Renault. Светят новые фары по документам на 10% дальше, световой поток увеличен на 32%. На практике, разница тоже заметна, но, как и раньше, мчать по грунтовке по ночному лесу на скорости 100+ нужно все таки на дальнем.

-5

Задние фонари стали уже и острее, что, в том числе, потребовало изменить штамповку крышки багажника что на седане, что на универсале — фактически, это единственное отличие новой машины от старой в кузовном железе. Фонари обзавелись светодиодными габаритами и стоп-сигналами (в поворотниках — по прежнему галогенки). Выглядит не то чтобы очень современно — диоды стоп-сигнала не образуют при включении единую непрерывную линию, это сочетание светящихся точек. Похоже на переднюю LED-оптику "бюджетных" кроссоверов прошлых лет (типа Haval F7 или Hyundai Creta первого поколения).

-6

У модели по прежнему 4 варианта кузова: седан, седан Cross, универсал и универсал Cross. Отличия между кросс-версиями и обычными теперь более заметны — у "кроссов", помимо клиренса, увеличенного с 178 мм до 203 мм, и пластиковой листвы по периметру, стоят радиаторные решетки с более крупными сотами.

-7

Задний бампер теперь без прорези под выхлоп — в рамках современного тренда "чистый выхлоп" труба теперь смотрит вниз, вместо нее — два фальшивых патрубка с хромированной окантовкой. Под правым прячется место вкручивания буксировочной проушины (на старой машине была петля). Вынимается заглушка, как и передняя, ключом зажигания.

-8

Учитывая утилитарность автомобиля, и его внедорожные способности, я бы предпочел прежнее решение со стационарной петлей. Но новый вариант, конечно, смотрится красивее, и более точно отвечает целевой задаче маркетологов Lada — расширить аудиторию за счет тех покупателей, которые пересаживаются на Vesta с иномарок.

Интерьер

Этой же цели, очевидно, служит и новый интерьер, на который пришлось большинство из 600 новых деталей.

-9

В топовой на данный момент комплектации Techno, Vesta по салону практически ничем не напоминает себя прежнюю, и способна дать бой любым старым иномаркам.

-10

Передняя панель сделана из трехслойного мягкого пластика, не скрипит, плотно прилегает к стеклу и дверям. Дверные карты — с мягкими подлокотниками и новым блоком клавиш отличного качества (увы, без доводчиков ЭСП). Дверные ручки — с подсветкой. Новая комбинированная обивка прежних сидений и доступная на “не-кроссах” двухцветная отделка салона выглядят более благородно, чем то, что было раньше, особенно с поправкой на улучшенную взаимную подгонку деталей.

У “кроссов” салон черно-оранжевый, плюс черный фактурный потолок. Выглядит прикольно.

-11

Про посадку водителя в Vesta, пожалуй, говорить смысла нет — ее удобство и эргономика изначально была на европейском уровне, и тут ничего не изменилось. Но восприятие салона и потому автомобиля изменилось тотально, и не только из-за мягкой панели "софт тач", которая, так то, не была новинкой для мирового автопрома и лет 15 назад. Удивительно, но факт — мультимедийная составляющая новой Vesta в "топе" опережает все, что может предложить в этом сегменте (седаны и кроссоверы до 2 млн рублей) китайский автопром.

-12

Все дело — в работающей по Ethernet-протоколу (вместо традиционной связи по CAN-шине) связке головного устройства от Яндекса и цифровой панели приборов. Устройство сделано на сертифицированных автомобильных электронных компонентах и Android Automotive (а не Linux как на более младшей версии), имеет 10.4-дюймовый экран с разрешением 1280 на 960.

-13

Но главное тут даже не приличное быстродействие и хорошая картинка, а то, что в устройство интегрирован голосовой ассистент Алиса, который, в отличие от подобных систем на китайских авто, не умеет набирать номер или открывать окна, но зато прекрасно управляет онлайн-музыкой, веб-серфингом, видео, поиском, аудиокнигами и навигацией (которая дублируется на приборке).

-14

Есть все сервисы Яндекса. Проездив почти год на весте с похожей системой прошлого поколения, я осмелюсь утверждать, что наличие такой системы — важнейшее конкурентное преимущество (особенно для тех, у кого, как у меня, смартфоны не поддерживают ни CarPlay, ни Android Auto).

Алису любят и взрослые и дети, она умеет поддерживать диалог, читает сказки, прокладывает маршруты и оплачивает топливо на заправках (жаль, с моего счета). После первых месяцев с Vesta, Алиса прописалась и у меня дома.

Глубокая интеграция Алисы и других сервисов Яндекса на китайских машинах в ближайшее время вряд ли произойдет — для этого необходима замена устройств, то есть дополнительные затраты, что производителям не нужно, ведь машины покупают и так.

Вместе с тем, картинка с камеры заднего вида — откровенно плохого качества. На фоне того, что есть визуальное отображение окружения с парковочных датчиков — удивительно.

-15

Средняя клавиша справа от ступицы руля управляет режимами приборки. Можно вывести функциональные шкалы с данными БК, карту на весь экран и так далее. Сама панель надежно закрыта со всех сторон козырьками и не бликует даже в солнечную погоду.

-16

Впрочем, тут тоже есть к чему придраться: сама панель с разрешением 1920x720 по современным меркам мелковата (имею в виду физический размер), анимация при переключении режимов медленная, индикатор выбранной передачи пока не активирован. Косяк предсерийных машин — при воспроизведении видео с Youtube на центральном экране, на приборке начинается кавардак из движущихся полос и репликации экрана видео. В Lada объяснили это ранней версией прошивки предсерийной машины.

-17

На всех нынешних модификациях Vesta есть бесключевой запуск, но нет бесключевого доступа. Еще одно компромиссное, временное решение, вынуждающее держать ключ на полочке за подстаканниками. Скоро, впрочем, вернется нормальная ключ-карта. Ну а пока положить телефон в автомобиле просто негде (кармашек есть только на центральном тоннеле, со стороны переднего пассажира). Спереди теперь 2 USB разъема. Подогрев кресел на “санкционных” машинах — одноступенчатый, как на первых “Вестах”, клавиши расположены на тоннеле (на первой NG они располагались по-реношному, на передней панели).

-18

Климат-контроля у "санкционной" Vesta нет даже в топе — только кондиционер. Энкодеры климатической установки вращаются туговато, дискретность хромает. Привод заслонки рециркуляции — механический.

-19

Впрочем, вопрос поставки блоков климата с экранами в крутилках (как на Arkana или Duster) уже решен. Заводчане стараются не распространяться о каналах поставок и непосредственных поставщиках тех или иных компонентов, но очевидно — взаимодействие с Renault продолжается. Не случайно именно АвтоВАЗ обеспечивает в настоящее время гарантийный сервис автомобилей французской марки в РФ.

-20

На втором ряду ничего не изменилось. Подлокотника так и не появилось, подогрева тоже пока нет, зато теперь есть 2 USB разъема и неглубокие карманы на дверях (для бутылей 0.5-0.6 л, не более).

-21

Ехать вдвоем сзади вполне комфортно, если спереди не сидят великаны. Спинка сиденья складывается по частям и на седане, и на универсале.

-22

В багажнике топового “SW-кросса” почему-то нет полюбившегося мне на моей прошлой Vesta SW органайзера (неужели, тоже импорт?). Зато телескопическая шторка осталась на своем месте.

Техника

Под капотом "санкционной" Vesta, на выбор — два "вазовских" двигателя 1.6 — "восьмиклоп" 11182 (90 л.с. / 143 Нм) и "шеснарь" 21129 (106 л.с., 148 Нм). Оба мотора соответствуют нормам Евро-2, хотя по железу мотора отличий от машин Евро-5 нет. Тестовые машины — с "шеснарем".

-23

Вопреки мнению некоторых комментаторов, оба мотора довольно далеко ушли от "восьмерочного" движка. Во времена сотрудничества с Renault допуски по внутренним деталям стали жестче чуть ли не на порядок, что потребовало использования прецизионного производства компонентов в том числе ШПГ (не говоря про навесное, ЭБУ, форсунки, АБС, ESP и прочее). Импортозамещение компонентов проблематично и до сих пор, пока назвать полностью российскими эти силовые агрегаты не получается, даже несмотря на использование МКП5 21807 собственной разработки (передаточное отношение ГП — 3.9). Но, думаю, все получится.

Из нововведений — более широкий уплотнитель капота и пневмоупоры.

По сравнению с "досанкционной" Vesta, изменились поставщики целого ряда компонентов. Я уже писал и про российский блок кузовной электроники, заменивший сразу три импортных блока. Помимо этого, теперь используются и российские пружины. Компоненты тормозных систем, включая АБС — от "восточного партнера". Подробности по конкретным деталям мне узнать не удалось. Но конструктивно, кинематически, по настройкам, ничего не изменилось, по крайней мере, в худшую сторону, что и подтвердил тест-драйв.

Ездовые свойства

Приступая к написанию этого блока в аэропорту Пулково на обратном пути с тест-драйва, я испытал легкий когнитивный диссонанс. Что можно нового написать о ходовых свойствах и повадках автомобиля, шасси которого по сути не изменилось с момента запуска почти десятилетие назад? Пожалуй, главное тут, что ни санкции, ни "импортозамещение" не ухудшили ездовых свойств Lada Vesta.

-24

Настройка подвески на новых компонентах — ничуть не хуже, чем была раньше, и это лучшее шасси не только в классе B+. Тестовый седан "не-кросс" на шинах Pirelli Cinturato размерности 195/55R16 не замечает неровности ни в городе, ни на грунтовках.

-25

Вертикальная раскачка при этом тоже минимальная, по ямам любого калибра можно "лупить" во весь опор. Проходить лежачие полицейские можно на “сотне”, без малейшего пинка в сиденье (главное, не забыть ударить по тормозам, вбить "передачку" пониже и подбросить “морду” нажатием акселератора).

-26

Кросс-версии в этом проигрывают за счет более низкопрофильных шин 205/50R17 (также Pirelli) — термостыки на бесконечных питерских мостах проходятся жестковато.

-27
-28

Несмотря на изрядно задемпфированный руль, Vesta прекрасно держит скоростную прямую, и позволяет активно маневрировать на любой скорости, до которой вы сможете разогнать 106-сильный автомобиль снаряженной массой 1335 кг. С седаном это произойдет быстрее, чем с кросс-универсалом, который тяжелее на 50 кг, но все равно — динамика более чем скромная и измеряется скорее геологическими методами, нежели секундомером (по паспорту — долгие 11.3 с).

-29
-30

Впрочем, в ближайших производственных планах — возобновление производства избавленного от масложора 122-сильного мотора 1.8 (21179), который будет сочетаться с китайским вариатором (нынешняя МКП для него слабовата). Таким машины, уже с ESP, в настоящий момент проходят валидацию.

-31

От уводов при нажатии на газ и его сбросе, свойственных ранним Vesta, новая машина избавлена — но не от реакции на боковой ветер на колейке. На скорости под 150, руль стоит держать двумя руками.

-32

Хромает и шумоизоляция: даже в пробке отлично слышно, как цокают шипы на машине впереди. На скорости более 120, нужно повышать голос, чтобы переговариваться с пассажирами. Зато привычное подвывание "вазовской" коробки слышно только на городских скоростях (1-2 передачи), а ее рычаг хотя и длинноходный, но включается четко. Тормоза тоже порадовали — ABS работает эффективно.

-33

Управляемость, по меркам нынешнего состояния этого класса авто в России, просто божественна — ни один из бюджетных "китайцев" не способен ни на что подобное. Снос даже под полным газом в крутых поворотах минимален, и легко переводится в скольжение задней оси под сброс. Автомобиль держится за траекторию даже на разбитом покрытии, по грунту при желании можно идти в полную педаль, пускать автомобиль в абсолютно управляемый занос в каждом повороте, что очень бодрит.

-34

Несмотря на откровенную слабость мотора, Vesta едет по плохим и извилистым дорогам намного быстрее всех возможных конкурентов. При трассовом движении, впрочем, все будет ровно наоборот — чтобы обгонять на 106-сильной Vesta тех, кто едет 120-130, придется быстро орудовать длинноходным рычагом и крутить мотор в звон.

-35

Зато для шустрой городской езды крутящего момента и мощности более чем достаточно — заглохнуть при отпускании сцепления невозможно, даже если стартовать со второй передачи, что раз за разом проделывал мой коллега Agureev-Ivan.

Новое расположение клавиш на руле оказалось не очень удачным — "джойстик" громкости при правильном хвате руля (9-3) то и дело контактирует с ладонью.

Стоит ли покупать Lada Vesta 2023?

Подведем итог. Новая "Веста" — автомобиль компромиссный, но в гораздо меньшей степени, чем от него ждали и поклонники, и критики. Несмотря на возраст модели, она не утратила свою актуальность. Да, динамика "шеснаря" намного слабее, чем у восточных конкурентов с турбомоторами, но в плане настроек шасси для российских дорог, Vesta по прежнему впереди с большим отрывом. Интерактивные возможности (привет, нейросетевая Алиса!) тоже намного выше. Ремонтопригодность, доступность запчастей — на стороне Lada.

Вкупе с конкурентоспособной ценой от 1.2 за базу Comfort (8клоп, 2 подушки, ABS, бесключевой запуск) до 1.7 млн за SW Cross (мультимедиа, 4 подушки и т.д.) в топе, все это возвращает нас к "главному вопросу жизни, вселенной и вообще" — вам шашечки или ехать?

-36

Теперь вам слово, уважаемые читатели! Как вам новая Lada Vesta? Взяли бы себе такую, или предпочли бы нового китайца на 300-500 тысяч дороже? А может, что-то на вторичном рынке за эти деньги? Делитесь мнениями в комментариях!