Найти в Дзене
А был ли Яльчик?

Почему девушка из упавшей в канал машины стала вытаскивать из под воды резиновые коврики?

10 августа 2016 года я ехал на велосипеде вдоль нашего казанского городского канала под названием Булак (Bolaq). Булак - бывшая старица Волги, еще во времена Казанского ханства была спрямлена и благоустроена, чтобы стать судоходным каналом в ныне крупнейшее озеро республики Татарстан, озеро Кабан... Но к чему это?... Я последнее время слежу, как немало медийных усилий прикладывается к тому, чтобы вернуть в стране культ гражданского героя, то есть, не военного и не профессионального спасателя, а "мимопроходила", совершившего поступок на грани с самопожертвованием. И всегда остается вопрос: всегда ли награждаемые - награждены заслуженно, всегда ли рисковавшие - найдены и получили признание, равнодушны ли к наградам получившие или нет, что является определяющим фактором, будет ли это считаться "подвигом" - обстоятельства или личности спасаемых и спасавших? Итак, 10 августа 2016 года я ехал на велосипеде вдоль нашего казанского городского канала под названием Булак (Bolaq). Булак - бывш

10 августа 2016 года я ехал на велосипеде вдоль нашего казанского городского канала под названием Булак (Bolaq). Булак - бывшая старица Волги, еще во времена Казанского ханства была спрямлена и благоустроена, чтобы стать судоходным каналом в ныне крупнейшее озеро республики Татарстан, озеро Кабан... Но к чему это?...

Я последнее время слежу, как немало медийных усилий прикладывается к тому, чтобы вернуть в стране культ гражданского героя, то есть, не военного и не профессионального спасателя, а "мимопроходила", совершившего поступок на грани с самопожертвованием.

И всегда остается вопрос: всегда ли награждаемые - награждены заслуженно, всегда ли рисковавшие - найдены и получили признание, равнодушны ли к наградам получившие или нет, что является определяющим фактором, будет ли это считаться "подвигом" - обстоятельства или личности спасаемых и спасавших?

Итак, 10 августа 2016 года я ехал на велосипеде вдоль нашего казанского городского канала под названием Булак (Bolaq). Булак - бывшая старица Волги, еще во времена Казанского ханства была спрямлена и благоустроена, чтобы стать судоходным каналом в ныне крупнейшее озеро республики Татарстан, озеро Кабан. В весеннее половодье вода в Волге, Казанке, Булаке и Кабане стояла высоко и на одном уровне, в это время по воде на лодках приплывали крестьяне в город и устраивали ярмарку прямо с воды канала. Затем вода в Волге неуклонно падала. Гидротехнические шлюзы удерживали воду в Булаке и Кабане относительно Казанки на пару метров выше, чем естественный, но когда они были неисправны, уровень воды в реках становился ниже, чем дно Булака и он пересыхал напрочь. В 1956 году с наполнением Куйбышевского водохранилища Булак пришлось отсечь дамбами и от Казанки и от Кабана (слава богу, не засыпали). Теперь водохранилище весной и большую часть лета было выше уровнем, чем могли себе позволить живущие вокруг Булака и особенно Кабана на пару метров. Все течение воды в Булаке свелось к тому, что она просачивалась через землю из водохранилища, а ее откачивают. Чтобы она не застаивалась, в канале, ставшем линейным озером, установили фонтаны. Но че толку-то, ливневка и вся грязь с улиц все равно сливаются в него. В общем, хоть в нем и живут утки и ондатры, вода и ил на дне грязнущие.

Итак, ехал я на велосипеде, и собирался пересечь уже было Правобулачную, чтобы уехать дальше в айти-парк, как вдруг машина, ехавшая по Правобулачной от Пушкина к Университетской перед самым перекрестком с Университетской вдруг резко повернула налево, перескочила тротуар и с треском, шумом, плеском, проломив чугунный забор, упала в воду с в вертикальной стенки и стала тонуть, так, что из воды торчали только колеса.

Надо сказать, что Булак именно на этом участке имеет вертикальные стенки, а еще, прямо под стенкой на небольшой глубине сантиметров в 10 - бетонный уступ для того, кто все же решится спрыгнуть. Но за перекрестком и соответственно за мостом, который отделяет улицу Парижской Коммуны от Университетской, начинатся участок с покатыми зелеными откосами, где к воде можно безопасно спуститься. До моста метров сто, и я успел перебежать прямо с велосипедом, спуститься под мост раздеться до трусов и носков (даже заначив куда-то очки) и побрел постепенно все сильнее погружаясь в воду. Носки были уместны, так как через них на вязком дне чувствовали осколки и не только от этой аварии. Но вообще, воды в Булаке я не брезговал.

Добрел до машины и понял, что не пойму, с какой стороны водительская сторона. Сверху уже собрался народ, а около дыры уже стояли полицейские и из тросов пытались сделать длинный трос для спуска. О существовании участка с пологим спуском, где можно не прыгать, они, похоже, не знали. Люди сверху показали мне, где должна быть водительская сторона. Я подергал дверь, но она не открывалась. Важно отметить, что передняя часть машины с мотором сильнее ушла под воду и даже в ил, а вот задняя скорее еще плавала. Ну, думаю, такому выбору нигде не учат, но если передние двери заклинило, надо вытащить кого-нибудь с задних, вдруг там как раз дети в детских креслах, а их попробуй еще отстегни. Открываю заднюю дверь, а так как у нее есть участок, где она выше воды, открывается она легко. Вода тут же начинает заливаться вовнутрь и задняя часть машины еще сильнее уходит под воду, но наощупь понятно, что там никого сзади нет. Возвращаюсь к водительской двери, дергаю опять, и сейчас она легко поддается - видать залившаяся вода убрала то избыточное противодавление, и оттуда уже кто-то выныривает, и бац - девушка )

Я кричу - в машине есть еще кто-то? Не люди, может домашние животные? Нет говорит, я одна. Спрашиваю - пока под водой были, можно было дышать, вода сразу стала заливать? Говорит, да, сразу, я уже думала, что все.

И лезет на днище машины. Тут я оборачиваюсь - до машины еще два парня добрели. Говорим - тут только по воде к берегу вылезти, выход туда, к мосту. Перед уходом посоветовал обшарить машину на предмет сумочки и документов, ведь когда будут краном поднимать, они только так выльются в окно. Она их нашла и взяла с собой на берег.

Только потом я обратил внимание, что в поисках сумки, девушка извлекла из салона и положила на днище машины плававшие там резиновые коврики. Практического смысла это не имело, но, видать, она была в шоке.
Только потом я обратил внимание, что в поисках сумки, девушка извлекла из салона и положила на днище машины плававшие там резиновые коврики. Практического смысла это не имело, но, видать, она была в шоке.

На берегу у меня взяли объяснительную те самые полицейские, что не успели свить трос для спуска, а хозяин ближайшего кафе предложил зайти к нему в перекусить и в душ, но я отказался, так как душ у меня был на работе, а я все равно на велосипеде. В общем, я покинул место происшествия, а потом наслаждался медийной картиной ) Машину потом вытащил кран и увезли отстаиваться и растекаться в автосервис к нашим друзьям (так случайно вышло). Те двое парней и вовсе так ушли, полиция их сведения не переписала.

Ну и что интересно. Хотя данные мои были, никто ни сном ни духом не квалифицировал мои действия как "спасение" или как "подвиг". Ну вот чтобы сделать какую-то не очень нужную на самом деле кому-то церемонию с грамотой, медалью и электрочайником в подарок.

Из этого можно было бы сделать разные выводы. Если бы я был мнительной личностью, я бы непременно заключил такое:

Подвиги и торжественное их признание осуществляют только в отношении определенной прослойки населения, эдакие "я-мужики" или "бравые ребята", "реальные пацаны". Когда программист-велосипедист, представитель среднего класса сделал то, что бравые, удалые, водители грузовичков и спортсмены не успели сделать, это попортило настроение старым дедам-награждателям, которые имели заранее выстроенный образ награждаемого - "знак ГТО у него на груди". Хоть и были данные, да ну нафиг. Неблагодарным еще, небось, окажется, ухмыльнется электрочайнику и пост в фейсбуке язвительный напишет. Ну его.

Но нет. Я скорее смотрю с реалистичных позиций:

Награждение - это бюрократический ритуал, и за него ответственно вполне какое-то конкретное ведомство. Скорее всего МЧС, которые на Булак приехали сильно позже, в связи с необходимостью контролировать разлив нефтепродуктов. В нем, конечно, работают конкретные деды с конкретными связями, и наверняка какой-нибудь курсант Суворовского училища после своего участия в спасении не прошел бы незамеченным, ну или просто школьник, о котором бы вспомнил его учитель ОБЖ. Но в целом процедура хаотичная и никаких нормативов по ней нет. Стрельнуло, не стрельнуло, как повезет.

Но после этого, я думаю, что и в гражданской жизни, и на фронте и часть реальных героев остается ненагражденными, и часть награжденных не совсем герои, и часть награжденных безразлична к награде, и часть ненагражденных спокойно относится к тому, что их старание не заметили. И уже по-другому смотрю на систему награждения как таковую.

Понравилась история? Подпишись на канал и почитай про другие приключения.