Найти тему
801 подписчик

Стадион в коллекцию. Что такое граундхоппинг словами Кирилла Чемберлена

104 прочитали
Один из самых известных граундхопперов в России Кирилл Чемберлен, побывавший на 397 стадионах в 87 странах мира, рассказал 7MEN о своём необычном хобби.

Один из самых известных граундхопперов в России Кирилл Чемберлен, побывавший на 397 стадионах в 87 странах мира, рассказал 7MEN о своём необычном хобби.

Граундхоппинг как движение появился в 1970-е годы, когда им стали увлекаться болельщики в Англии. Тогда был создан «Клуб 92». В него попадали те, кто посетил матчи на всех 92 стадионах, входящих в профессиональные лиги. В 1980-е к движению присоединились болельщики из Германии. Тогда же оно стало распространяться по всему миру.

В России есть объединение граундхопперов, оно называется Russian Groundhopping League. Внутри организации проходят турниры, в которых каждый год выбирают самого активного граундхоппера. Победитель турнира 2022 года посетил 92 матча в 16 странах. Но это мелочи: в 2021 году он побывал на 182 играх в 21 стране мира.

Как правило, стадион считается посещённым, если человек побывал на футбольном матче как болельщик или участвовал в игре сам. При этом нужно просмотреть как минимум 50% игрового времени. Кроме граундхоппинга, есть близкое к нему явление — граундспоттинг. Он подразумевает посещение стадионов, на которых в данный момент не проходят игры.

Один из самых известных граундхопперов в России Кирилл Чемберлен, побывавший на 397 стадионах в 87 странах мира, рассказал 7MEN о своём необычном хобби.-2

Олимпийский стадион в Берлине построили в 1936 году и реконструировали для проведения чемпионатов мира по футболу в 1974 и 2006 годах. При этом фасад у стадиона остаётся прежним, только появилась крыша.

■ Ты недавно вернулся из путешествия на Фарерские острова. Как всё прошло?

Удачно, потому что попасть на Фареры, не имея туда визы, — это прямо счастье. Одной шенгенской визы мало, нужна ещё специальная виза-разрешение для посещения территории Гренландии и Фарерских островов. А в России сейчас консульство закрыто. Но нам подфартило: у нас при вылете из Копенгагена визы никто не спросил.

Вообще, это оказалось одно из самых красивых мест в Европе из тех, где я бывал. Я в целом люблю северную природу — пейзажи там бомбические. Ну и главное — на Фарерах я посетил шесть футбольных матчей. Это была последняя европейская страна, где я ещё не был (Фареры входят в состав Датского королевства, но имеют автономный статус. — Прим. ред.). Теперь я выполнил одну из своих целей: закрыл каждую из 55 стран, входящих в УЕФА.

■ А когда ты впервые услышал о граундхоппинге и решил им заниматься?

Это слово я впервые узнал в 2015 году. Был в командировке в Гамбурге. От нечего делать пошёл на футбол, это была четвёртая или пятая лига Германии. Там познакомился с парнями из Англии, и они рассказали, что есть такая штука — граундхоппинг. Меня это безумно захватило. Я сразу посчитал, сколько стадионов уже к тому времени посетил, — вышло 50. Решил довести их количество до 100. С тех пор увлечён этой движухой.

■ Но на футбол ты ведь и до этого ходил.

Да, началось это в марте 1997 года. Первый тур чемпионата России. На старом стадионе «Динамо» играли «Динамо» и ЦСКА. Впечатление на меня это произвело огромное. И даже не сам футбол, а атмосфера на трибунах: фанаты, кричалки, фаеры… Помню, кто-то притащил огромную противотанковую шашку — и весь стадион окутало дымом. У меня был шок. Мне было 13 лет, и это стало для меня окошком в другой мир.

■ У тебя две любимые команды — ЦСКА и «Рейнджерс» (Глазго). Почему они?

Это две разные истории. Когда я пошёл в школу, все одноклассники за кого-то болели: «Спартак» или «Динамо». А за ЦСКА — никто. И когда мы гоняли мяч после уроков, все спрашивали, кто за кого. Я тогда особенно футболом не интересовался, но, чтобы не выглядеть белой вороной, говорил, что болею за ЦСКА. Ну а потом, лет в 12, я увлёкся футболом и уже не мог дать заднюю.

А за «Рейнджерс» я начал болеть в 1996 году, когда больше узнал про футбол. Я учился в школе с углублённым английским и занимался дополнительно с преподавателем. А она была фанаткой Шотландии и заразила меня свой любовью. Мне это казалось довольно романтичным: фильм «Храброе сердце», виски, килты… И это наложилось на любовь к футболу. «Рейнджерс» в то время был самым сильным клубом в стране. Тогда ещё Пол Гаскойн играл за них, он один из моих самых любимых футболистов.

Один из самых известных граундхопперов в России Кирилл Чемберлен, побывавший на 397 стадионах в 87 странах мира, рассказал 7MEN о своём необычном хобби.-3

■ Значит, первый выезд был за ЦСКА?

Да, это был 1999 год. Меня родители никуда не отпускали, и я сказал, что еду к знакомому на дачу. Ну а сам погнал с другом в Ярославль. Прошло всё неплохо. Родители, кстати, так ничего и не узнали. Я уже потом им рассказал, когда стал большим мальчиком.

■ Ты собрал «золотой сезон» выездов за ЦСКА, то есть посетил все матчи команды за год.

Да, это был сезон 2014–2015 года. Я посетил все игры: и выездные, и домашние. В итоге получилось 42 матча. Даже придумал себе дополнительный челлендж, чтобы свой «золотой сезон» ещё больше выделить на фоне остальных. Я тогда увлекался коллекционированием кроссовок «Адидас» и решил, что посещу все матчи в разных кроссовках и буду их фотографировать.

Вообще, всё могло сорваться пару раз. Потому что ЦСКА тогда нельзя было проводить матчи со зрителями в Еврокубках (клуб был наказан УЕФА за беспорядки фанатов на матче того же сезона против итальянской «Ромы». — Прим. ред.). ЦСКА принимал соперников по Лиге чемпионов на «Арене Химки», и мы забирались на рядом стоящий недостроенный дом в двадцать с чем-то этажей и смотрели матчи оттуда.

Фотографии из инстаграм-профиля Кирилла Чемберлена (@kirill_chamberlain)

Фанатов не пускали и на выездные игры в Европе. Мы могли не попасть, например, на «Этихад» в Манчестере и на «Альянц Арену» в Мюнхене. Но всё сложилось. В Манчестере у меня живут знакомые болельщики «Сити», которые помогли достать билет на домашние трибуны. А в Мюнхене вообще круто получилось. Мы туда полетели без билетов на матчи. Но уже в самолёте познакомились с соседкой по креслу, и оказалось, что она работает в автокомпании, которая спонсировала Лигу чемпионов. И у неё были лишние билеты в VIP-ложу! Она поделилась с нами пригласительными, было круто. Ну и ещё был матч с «Торпедо» при закрытых трибунах. Там нам помогла пресс-служба «Торпедо» — дала журналистские аккредитации на матч.

Один из самых известных граундхопперов в России Кирилл Чемберлен, побывавший на 397 стадионах в 87 странах мира, рассказал 7MEN о своём необычном хобби.-5

■ Какой зарубежный стадион тебе больше всего нравится?

Из зарубежных самое большое впечатление произвёл Олимпийский стадион в Берлине. Этот стадион очень крут по архитектуре, многое видел на своём веку. У него старый фасад, но современная начинка. Для меня это эталон реконструкции. Я там был дважды — на финале Лиги чемпионов в 2015 году и на концерте любимой группы AC/DC. И оба раза кайфанул.

■ Какой был твой самый экономный выезд на футбол и самый фешенебельный?

Фешенебельный — это уже упомянутый финал Лиги чемпионов в Берлине. Я ездил не за свои деньги, этот билет я выиграл в конкурсе от спонсора. Поэтому жил в офигенном отеле в центре, и всё было по высшему разряду. А скромные выезды были в самом начале, когда мы ещё школьниками куда-то мотались и денег особенно не было. Мы таскали из дома видеокассеты и продавали их скупщикам через газету объявлений. Ездили дешёвыми плацкартами, что-то экономили на завтраках, питались какими-то консервами.

■ Ты был на ЧМ в Катаре. Там действительно была странная обстановка, как все рассказывают?

Да, никакого праздника футбола, как, например, в 2018 году в России, там и близко не ощущалось. Пустынные улицы, незаполненные стадионы, которые реально забивали людьми из Индии, Бангладеш и других стран. Из Европы было мало болельщиков. Фанатов из Германии приехало меньше тысячи человек, а это удивительно для такой футбольной страны.

■ А в Узбекистане на футболе ты был?
■ А в Узбекистане на футболе ты был?

Да, был в декабре 2021 года. Удалось посетить два матча. Один из них — на стадионе «Пахтакор» в Ташкенте. Именно на этом стадионе, кстати, проходил матч, когда ЦСКА в 1970 году выиграл чемпионат СССР. Второй матч, на котором я был, — финал кубка страны в Самарканде на стадионе «Динамо». В Ташкенте лучше стадион, но атмосфера мне больше понравилась в Самарканде.

■ Ты сказал, что, когда узнал о граундхоппинге, поставил цель посетить 100 стадионов. А сейчас у тебя есть цель?

Я хочу посетить хотя бы по одному матчу в каждой из 211 стран ФИФА. Не представляю, правда, удастся ли выполнить это за жизнь. Вот у меня осталось 126 стран, которые нужно посетить. Даже если ездить в одну страну каждый месяц, то на это уйдёт десять лет. Но ведь каждый месяц посещать страну нереально. Более того, в некоторые страны сейчас не попадёшь. В Йемене, например, идёт гражданская война. В Ливию тоже не так легко попасть, как и в Сомали. Где-то сейчас вообще не играют в футбол: в Афганистане после прихода к власти талибов нет чемпионата, и непонятно, когда он возобновится. Некоторые страны сейчас и вовсе отстранены самой ФИФА: это Кения и Пакистан. Короче, сложности есть. Посмотрим.

■ У тебя есть бизнес — бар и производство одежды. Скажи, чем заниматься сложнее?

Не могу сказать, что сложнее, но содержание паба более трудозатратно, конечно. Требует много внимания и приносит при этом меньше прибыли. Но тут такая штука: я всегда мечтал владеть пабом. И это для меня не бизнес, а хобби, от которого я не устаю. Каждый день я хожу на работу с улыбкой, и мне нравится, что я делаю. Бросать его не планирую.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Журнал 7MEN создан для современных и успешных мужчин. 👍🏻