На необъятных просторах, канувшего в Лету, СССР предостаточно укромных местечек, где доживают свой век речные суда Советских времён. Одно из таких находится на окраине города Пермь в микрорайоне Заозерье на правом берегу Камы – самой крупной реки Западного Урала. В отсутствие развитой сети дорог Кама долгое время оставалась главной транспортной артерией огромного региона, а город Пермь заслуженно считался портом пяти морей: Каспийского, Чёрного, Азовского, Балтийского и Белого. Камское речное пароходство было вторым в Советском Союзе по объёмам перевозок пассажиров и грузов, уступая первенство только Волжскому.
Первые пароходы на Каме появились в начале 19 в. В 1846 г. было создано «Пермское пароходное общество». На Каме началось регулярное пароходное сообщение. С развитием судоходства возле Перми в Заозерье в устье речки Азовки в 1884 г. был образован затон для ремонта и зимней стоянки судов. Предпосылкой его возникновения стало удобное расположение недалеко от села Лёвшино, где находились причалы судоходных компаний. В период с 1846 по 1917 годы на Каме существовало примерно 36 различных пароходных компаний, а по реке ходили 400-500 пароходов. Появились целые династии пароходчиков: Каменские, Любимовы. В затоне в Заозерье могли зимовать более 100 судов...
В 1918 г. организованы Заозерские мастерские, а также токарный, кузнечный, литейный и котельный цехи. В 1919 г. Камский речной флот был практически уничтожен. Это произошло во время Лёвшинского пожара, как раз примерно напротив Заозерья в устье реки Чусовой. Участники белого движения при отступлении сосредоточили в районе Лёвшино большое количество судов. Там же было оставлено значительное количество керосина, который слили в Чусовую, чтобы топливо не досталось врагу. Керосин загорелся, что и стало причиной гибели более 96 судов. Кто поджег реку, и было ли это сделано специально, достоверно неизвестно.
В 1931 г. создано Камское речное пароходство. Заозерский затон активно развивался. В 1954 г. в связи с запуском Камской ГЭС часть территории затопило. Пришлось строить новое предприятие, получившее название Заозерская ремонтно-эксплуатационная база флота. К концу 60-х годов на РЭБ флота работало более 1000 человек. Затон был полностью заставлен различными судами. В 60-е годы на Каме появились теплоходы и дизель-электроходы. Они пришли на замену пароходам. А в 70-х – скоростные «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях.
В лихие 90-е всё пошло наперекосяк. В 1995 г. навигация прекратилась. Оказалось, что речной флот нерентабелен: дорогое топливо, сезонный характер перевозок, отсутствие помощи со стороны государства. В 2001 г. Заозерскую РЭБ преобразовали в РМЗ (ремонтно-механический завод). В 2003 г. статус завода понизили до РОП (ремонтно-отстойный пункт). Был вариант собрать в затоне Заозерья весь «мёртвый» камский флот и назвать объект «Заозерский Отстойный Пункт», но от идеи ЗОПа отказались, возможно, по этическим соображениям… Берег в Заозерье действительно напоминает «Кладбище кораблей». К счастью, сегодня приходит понимание, что могучая держава – это мощный флот, в том числе и речной...
Ностальгия по СССР... (21 фото) https://dzen.ru/a/ZT_Oi1EJ2ByWm3eb?referrer_clid=1400&