Найти в Дзене

Кавалер 6-ти орденов Ленина – один из тех, кто сделал страну великой нефтяной державой

В 1943 году на одном из заседаний бюро обкома ВКП(б) в Уфе рассматривали вопрос о неудачах в поисках нефти, которая в условиях войны была нужна как воздух. Слово взял один из больших чинов Управления НКВД. Он заявил, что причиной неудач является саботаж со стороны геологов, которых следует арестовать и предать суду за вредительство. Тогда выступил недавно назначенный главным геологом «Башнефти» Андрей Трофимук. Он заверил присутствующих, что все геологические изыскания проводятся исключительно на научной основе. А настоящим вредителем является товарищ из НКВД, который предлагает уничтожить команду специалистов и, тем самым, сорвать открытие новых месторождений.

Это было неслыханно. Поднялась такая буря, что председательствующий перенёс заседание на утро (был уже поздний вечер). Пришедший домой Трофимук собрал узелок и сел ждать ареста. Когда в шесть утра зазвонил телефон, он вздрогнул. Поднял трубку и на том конце провода ему сообщили о том, что ночью энкавэдэшник скончался от сердечного приступа. Возможно, это спасло главному геологу и его подчинённым жизнь. А через несколько месяцев на Кинзебулатовском месторождении вблизи башкирского города Ишимбай ударил первый фонтан нефти. Шёл сентябрь 1943 года.

Трофимук Андрей Алексеевич родился в Гродненской губернии 16 августа 1911 года. В 1929 году поступил на геологический факультет Казанского Государственного университета. Учёбу совмещал с работой начальником геологической партии по изучению бокситов и железных руд на Урале. С поступлением в аспирантуру добился перевода в Башкирию, где в начале 1930-х годов открыли первые залежи нефти. Работал старшим геологом, руководителем научно-исследовательской лаборатории «Востокнефть», главным геологом треста «Ишимбайнефть».

С началом войны потребность в нефти резко возросла. Промыслы Северного Кавказа заминировали, а доставка азербайджанской нефти была затруднена из-за проблем с логистикой. Необходимо было открытие новых месторождений и, во многом благодаря Трофимуку, эта задача была выполнена. За годы войны в республике открыли 8 новых месторождений. Башкирская нефть стала для страны «вторым Баку». А Андрей Алексеевич 24 января 1944 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Первым из геологов страны.

В 1949 году Трофимук стал доктором наук, защитив диссертацию «Нефтеносность палеозоя Башкирии». Был отозван в Москву, где в 1950-м начал руководить геологической службой Министерства нефтяной промышленности. Больше всего на этой работе его увлекала перспектива поиска нефти и газа в Западной и Восточной Сибири. Несмотря на доводы скептиков, он утверждал, что Сибирь просто плавает на нефти, нужно только найти выходы к этому «морю». Поэтому, даже став членом-корреспондентом Академии наук и директором Всесоюзного нефтегазового НИИ, Трофимук в 1957 году оставил столицу и переехал в Новосибирск, ближе к своей новой цели.

-2

Вместе с другими академиками Андрей Алексеевич создал Сибирское отделение Академии наук и позаботился о создании научных центров этого отделения во всех крупных сибирских городах. Он приложил руку к открытию крупнейших нефтяных месторождений, таких как Самотлорское, Уренгойское, Ямбургское, Правдинское и множество других. До 1988 года Трофимук был директором Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии наук, а затем до 1999 года – советником Президиума Академии наук.

Андрей Алексеевич был награждён шестью орденами Ленина, двумя Сталинскими премиями и Государственной премией РФ, множеством других орденов и медалей. В 1998 году он отказался получать орден «За заслуги перед Отечеством», заявив Ельцину в открытом письме, что заниматься надо не проведением реформ Международного валютного фонда, а преобразованиями во благо Родины и её народа. Разграбления недр страны в пользу частного капитала он простить не мог. Из жизни выдающийся учёный, практик и гражданин ушёл 24 марта 1999 года.

Он стоял у истоков открытий богатств Западной Сибири

Как будущий «сталинский директор» от гестапо ушёл и с доносом разобрался