То, что происходит на продовольственном рынке, объяснить какими-то экономическими факторами невозможно. На самом деле, это административно-управленческий провал команды горе-министра сельского хозяйства Патрушева.
Как снег на голову, минувшим летом на голову Патрушева свалилась новость о небывалом росте цен на курятину. Уже 29 августа этот самородок устами своей пресс-службы поспешил заверить россиян в том, что рост цен на мясо птицы в России носит сезонный характер, снижение цен на него ожидается в сентябре.
«Текущий рост цен на мясо птицы носит сезонный характер, традиционный для летнего периода. Кроме того, динамика обусловлена развитием внутреннего туризма, что дополнительно повышает спрос на эту продукцию, а также увеличением производственных издержек. Уже в сентябре на рынке ожидается снижение цен, что подтверждают основные производители птицеводческой продукции», - говорилось в сообщении пресс-службы.
Однако в сентябре цена на курятину взлетела, вопреки обещаниям главного хлебороба страны Патрушева. Причем в разных регионах этот скачок был неодинаковым. Для примера возьмем цены в Новосибирской области, которые приводит Новосибирскстат.
Если в январе стоимость килограмма охлажденной курятины была 170,7 рубля, то уже в июле – 194 рубля. Тут министерским курощупам, видимо, прилетело, и они поспешили успокоить россиян. В августе, когда Патрушев клялся и божился за килограмм курятины просили 201 рубль, а в сентябре. Когда по его заверениям, стоимость мяса должна была упасть, за килограмм уже просили 223 рубля. К октябрю курятина подросла еще на один рубль и теперь стоит 234 рубля.
Искать объяснения безудержному росту цен на «мясо для бедных» можно до бесконечности. Конечно же, Патрушеву подсуропила Набиуллина, которая взвинтила ставку. И вообще финансовые власти страны, которые не могут обуздать инфляцию и падение курса рубля.
А ведь именно от курса рубля зависит вся «куриная» отрасль: вакцины, инкубационное яйцо, маточное поголовье, оборудование, часть кормов, витамины – все импортное.
И вот тут вопросы следует задавать уже не либералам-монетаристам, а самому Патрушеву: куда ты, Дима, смотрел все эти годы? Почему не импортозамещал? Брал дурной пример с Мантурова?
В итоге, чтобы сдержать рост цен на яйцо и мясо птицы, Патрушев не придумал ничего лучшего, чем запретить экспорт. Тот самый экспорт, который государство российское более десяти лет поддерживало, стимулировало, а трубадуры с госканалов на все голоса расписывали достижения сельского хозяйства, которое посрамило американцев с их ножками Буша из девяностых годов.
А ведь гордиться было чем! К 2023 году Россия достигла почти 5% доли в мировом производстве курятины, добившись полного самообеспечения!
За счет этого недорого продукта потребление животного белка в России увеличилось с 75,3 кг на душу населения в 2013 году до 78,4 – в 2022-м. В структуре потребления мяса на мясо птицы приходится более 43%, или 34,1 кг в год. Этот показатель вырос на 3 кг с 2014 г.
Экспорт мяса птицы из РФ рос год от года: в 2017 г. было экспортировано более 163 тыс. т, а уже в 2022 г. объем поставок превысил 306 тыс. т.
Если в 2017 г. ключевыми импортерами российского мяса птицы были Украина (50 тыс. т), Вьетнам (45,3 тыс. т) и Казахстан (30 тыс. т), то в 2021 г. это Китай (125 тыс. т), Казахстан (36 тыс. т) и Саудовская Аравия (31,9 тыс. т). Китай ввоз российской продукции разрешил в 2019 г., и с этого момента страна стала ее крупнейшим импортером.
Теперь же придется обо всех этих достижениях забыть! Россия теряет с таким трудом завоеванные внешние рынки сбыта. Доля потребления мяса птицы у россиян заметно снизится. Непомерно дорогая курятина для многих станет недоступной, снизится спрос на нее. Ну, а дальше, все покатится по цепочке.
Одно только останется неизменным – безмятежная жизнь властителей, которым и брехать и вредительствовать никто не запрещает, и за это не наказывает.