Найти тему

Как открыть школьный театр? 5 советов от «навигатора детства»

Оглавление

Воспитание начинается с малых лет. При этом в процессе образования и воспитания очень важно привить школьнику традиционные ценности, такие как доброта, порядочность, неравнодушие к ближнему, а также постараться разглядеть и развить в нем творческое начало.

Только занятий в классе для этого может быть недостаточно, поэтому отличным решением станет создание школьного театра. Своим опытом сегодня делится с нами советник директора по воспитанию Целинной школы № 2 Алтайского края Ирина Вещагина.

За 8 лет работы Ирине удалось вовлечь в театральные активности более 500 школьников. Под ее руководством в 2019 году на базе школы был создан православный театр «Покров», в котором сегодня выступают ребята в возрасте от 8 до 16 лет.

«Имя театра выбрано не случайно, ведь наш театр родился при храме Покрова Пресвятой Богородицы села Целинное Алтайского края, где с 2015 года я являюсь руководителем воскресной школы. Он задумывался нами для того, чтобы познакомить детей с лучшими литературными произведениями, научить доброте, порядочности, честности и трудолюбию. Для этого мы тщательно выбираем репертуар. В приоритете – постановки к значимым событиям нашей страны, нашего края. Всего за период 2015–2023 годов в работе театра приняло участие более пятисот детей», – рассказывает Ирина Вещагина.

Открываем школьный театр. С чего начать?

✅ На первом этапе необходимо подготовить презентацию, в которой разъясняется, для чего создается театр, какие цели он будет преследовать.

«Часто я начинаю ее с рассказа о том, что в ближайшее время в регионе пройдет театральный конкурс, в котором моим подопечным по силам победить, но для этого необходимо начать репетировать. Детей это очень мотивирует».

После обсуждения концепции школьного театра с ребятами и родителями (для этого стоит провести отдельное собрание), заручившись поддержкой педколлектива и руководства учебного заведения, можно приступать к первым занятиям.

-2

Начинаем с обсуждения репертуара. Перед выбором постановки важно определиться, каким будет ее посыл, а также со сценарием, ролями и костюмами, которые, к слову, мы создаем совместно с родителями. В обсуждения обязательно вовлекаются дети, им я даю установку на уважительное отношение друг к другу на сцене, на то, что любые замечания вправе делать только режиссер.

Как правило, постановки получаются с новым, переработанным сценарием, часто ребята хотят поэкспериментировать с персонажами, сыграть роль так, как видят ее именно они, поэтому советник должен дать детям возможность проявить себя.

Как привлечь новых учеников?

Нередко ученики приходят на репетиции после разговора с друзьями, например, в моей практике был случай, когда в класс, где репетировали семь моих воспитанников, пришли трое их приятелей и захотели присоединиться к нашему театру. Мы придумали для новых ребят роли, и они с радостью вступили в наш коллектив.

Готовимся к премьере. Как часто проводить репетиции?

✅На репетициях дети знакомятся с основами сценической речи, актерскими тренингами, развивают пластику в игровой форме. Количество репетиций варьируется в зависимости от приближения даты показа – обычно мы проводим по два-три прогона в неделю за месяц до премьеры. По мере приближения премьеры, например за неделю, наши встречи становятся чаще, при необходимости дети собираются ежедневно.

✅Непосредственно перед началом представления важно еще раз психологически подготовить детей к выходу на сцену, объяснить им, что ничего страшного не случится, если кто-то забудет свой монолог или роль: это отличный повод для импровизации, а не для волнения.

Я никогда не требую от детей заучивать тексты ролей, ведь это мешает ребенку полноценно погрузиться в представление.

❗️После окончания спектакля необходимо обязательно похвалить всех участников, ведь выход на сцену – настоящий вызов для ребенка.

-3

Подводим итоги

Важно, чтобы занятия в школьном театре не стали для подростка дополнением к домашнему заданию, а давали ему понимание важности своего участия в спектакле, ведь в театре не бывает второстепенных ролей. Участие в таком кружке должно стать для ученика способом отвлечься, побыть сказочным героем с возможностью совершать добрые дела, пусть пока только на сцене.

Исходя из моей практики, дети, проявившие себя в школьном театре, раскрывшие там свои способности, часто увлекаются волонтерством или добровольчеством и становятся настоящими помощниками взрослых.

Ранее о значимости школьных театров говорил министр просвещения РФ Сергей Кравцов:

«Очень важно максимально задействовать школьников в различных внеурочных активностях и создать условия для проведения фестивалей и других мероприятий не только в больших, но и в малых городах России. Понятно, что не все ребята, которые играют в школьном театре, пойдут поступать в театральное училище. Но такая занятость очень полезна для развития детей. Поэтому мы, конечно, будем продолжать оказывать поддержку школьным театрам. Наша задача в следующем году – обеспечить в каждой школе необходимые возможности для организации театрального кружка».

К 2024 году в каждой школе нашей страны планируется открыть театральный кружок и спортивный клуб. Сегодня уже работает более 32 тысяч школьных театров и более 35 тысяч школьных спортивных клубов.

Было интересно? Делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал Минпросвещения России!