Найти тему

Как я был Лениным

Превращение
Превращение

Историю о том, как Ленин скрывался в шалаше на берегу озера Разлив так или иначе знают все.

Куда менее известна история о том, что абсолютно всех спасителей Ленина – рабочего Емельянова, его жену, детей и даже внуков позже репрессировали. Про это я писал тут:

А еще мне удалось стать Лениным самому! В прямом смысле слова, занять Ленинское место в шалаше! Историческая реконструкция проводилась к 90-летию революции с последующей публикацией фото и видео материалов в разных местах. Вот как это было:

Место Ленина В.И.
Место Ленина В.И.
У самовара я и моя Надя
У самовара я и моя Надя
В Разливе
В Разливе

Превращение

Решив, что вождь мирового пролетариата должен быть узнаваем и доступен простому народу, я потратил на перевоплощение почти две недели. Именно столько времени потребовалось, чтобы вырастить характерную «ленинскую» бородку. Найти подходящий костюм и галстук я сумел без особого труда. Сложнее оказалось подобрать кепку. Изучив все доступные портреты Ильича, я остановился на тряпичном головном уборе серого цвета в мелкую клетку.

Несмотря на позднюю осень, погода оказалась идеальной для загородной прогулки. Войдя в ленинский образ, я решил отправиться в маленькое путешествие по местам, где Ильич скрывался в сарае и шалаше на берегу озера Разлив. Добраться до исторического пригорода из Петербурга можно на электричке. Рано утром, в костюме, кепке и с бородой я оказался у Финляндского вокзала, возле знаменитого на весь мир памятника с броневиком. Монумент, взорванный вандалами 1 апреля этого года, смотрелся весьма странно. У вокзала высилась деревянная пирамида, вызывающая ассоциации с древним Египтом, наверху которой находилось подобие скворечника, без окон и дверей. Внутри, замурованным стоял бронзовый Ильич. Как ни странно, у подножия фантасмагорической конструкции лежали букеты цветов: «Значит, помнят!», подумал я и направился к вокзальным кассам.

Приключения начались, едва я вошел в электричку. Четверо контролеров зажали в углу вагона бомжеватого вида музыканта с гитарой и требовали поделиться «гонорарами», собранными с пассажиров. Увидев меня, они замерли с вытянувшимися от удивления лицами.

- Вот это номер! - произнес один из кондукторов. В наших поездах я такого еще не видел! Чего, деньги собирать будешь?

- Ага, на мировую революцию не хватает, - пошутил я.

Никто из присутствующих юмора, однако, не понял.

- Без всякого базара, - продолжал человек в форме. - Революция революцией, а половину все равно нам. Катайся хоть весь день, билеты можешь не покупать, менты тебя трогать не будут - скажи, что с нами договорился. Если хочешь, вон с этим выступай. Кондуктор ткнул музыканта кулаком в бок. – Ты, дурилка, песни революционные знаешь? Пойдешь по вагонам с Ильичом! Долги отрабатывать. Ты нам два дня не платил.

Сбор милостыни по пригородным электричкам совершенно не входил в мои планы.

- Вы что, серьезно, что ли!? Я просто пошутил. Вообще, я на дачу еду, мне по поездам ошиваться некогда!

- Смотри, - тон кондуктора приобретал все более угрожающие оттенки. - Шутки шутками, а кепку сними. Будешь без нас работать - вместе с гитаристом на ходу из электрички выкинем.

На станции
На станции
Табличка
Табличка
Профиль
Профиль

Кот по имени Вилька

На железнодорожной станции «Разлив» я вышел из электрички и поприветствовал группу местных жителей характерным ленинским жестом. Как и кондуктора в поезде, увидев «живого» Ленина, аборигены не сразу пришли в себя.

- Мужик, ты кто? - спросил один из них после короткой паузы.

- Кто, кто! Ленин без пальто! - ответил я и твердой походкой вождя пошел по платформе.

Если даже на Красной площади в Москве про Ильича помнит уже далеко не каждый камень, то в окрестностях Разлива о нем можно узнать на каждом углу. Названия улиц, указатели на дороге вдоль озера, два роскошных памятника Владимиру Ильичу в подполье, просто кричат о том, что дело вождя мирового пролетариата живет и торжествует. Ленину же посвящены экспозиции обоих, работающих в Разливе музеев. Гвоздь экспозиции одного – «Сарай Ленина» - тот самый дом, в котором Ильич прятался вместе с Зиновьевым. В годы советской власти ветхую постройку законсервировали и накрыли саркофагом. В другом музее - на обозрение выставлен вновь отстроенный «Шалаш Ленина». В прежние времена оба ленинских объекта были местом паломничества людей со всего Союза. По воспоминаниям местных жителей автобусы с туристами приезжали в Разлив даже ночью. Ныне на озере под Петербургом рады любому гостю. Смотрительница ленинского сарая, представившаяся Надей, пришла в восторг, увидев человека, внешне смахивающего на вождя.

- Владимир Ильич, какой вы молодой, радовалась она. Как хорошо, что вы к нам приехали!

- Только тихо, Наденька, - пошутил я. - Кругом враги революции, надо быть острожным.

Смотрительница охотно показала мне экспозицию маленького музея. «Вот, специально для вас приготовили!», шутила она, указывая на стол и кровать. Между чашек и стаканов и на подушках и в самом деле стояли изготовленные еще в советские времена таблички «Место Ленина В.И.». На плите сохранилась кастрюля и медный чайник, которыми пользовался вождь, а на чердаке пылились те самые стулья и стол, за которыми Ильич писал статьи.

Оказалось, что Надежда живет на соседней от сарая улице. В смотрители она пошла не от хорошей жизни. Другой работы в Разливе просто не нашлось.

- Денег платят мало, - жаловалась Надя на жизнь. - Хорошо, хоть свой дом совсем рядом. Отлучиться в любое время можно. Вместе с родителями-пенсионерами мы, в общем-то, натуральным хозяйством - за счет огорода и живем. А здесь, в музее, чтоб не скучно было, я кота завела. Назвала в честь Владимира Ильича – Вилькой.

Лоснящийся Вилька производил впечатление хищника, которого ежедневно кормят парным мясом. Оказалось, что каждый день котяра съедает по несколько птиц разного размера. Стеклянный саркофаг, накрывающий сарай, чистят круглый год. Пернатые гибнут, разбиваясь о невидимую преграду, и попадают в лапы хвостатого вождя.

Приехал в Разлив на поезде
Приехал в Разлив на поезде
Местные
Местные
Вам туда!
Вам туда!
Надпись
Надпись
Идем в сарай
Идем в сарай
Сюда
Сюда

«Здравствуй дедушка Мороз!»

Скрываясь от полицейского преследования, Ленин провел в сарае всего несколько дней. На самом дальнем берегу озера, отделенном от «большой земли» непроходимыми болотами рабочий Николай Емельянов построил для него шалаш. В свободное от умственной работы время Ильич косил траву, изображая финского крестьянина. Навестить вождя, соратники по партии могли, лишь перебравшись через озеро на лодке. Решив пройти по ленинскому пути до конца, я вышел на берег Разлива. Рыбаки, сидевшие в лодках у небольшой пристани настойчиво предлагали отдыхающим прокатиться по озеру. Один из них, представившийся Николаем Ивановичем, согласился довезти меня до шалаша абсолютно бесплатно.

- Только, чур, сфотографируемся с вами вместе и в лодке и у шалаша, - предупредил он. - Я всем знакомым буду рассказывать, что в кино снимался и живого Ленина по озеру вез.

Дорога оказалась не такой уж и близкой. Грести через озеро пришлось больше часа. Несмотря на сильную качку, мы сумели пристать к груде беспорядочно сваленных гранитных плит.

- Когда-то это была пристань, - рассказывает Николай Иванович. - Сюда даже теплоходы туристические причаливали. Все развалилось еще в начале 1990-х. Сперва, бомжи вытащили железо, потом нашлись даже те, кто выдирал и увозил гранитные плиты. Я слышал, что из них стали потом делать могильные памятники.

Пристань на Разливе не используется уже много лет. Добраться до шалаша желающие могут по дороге, которая, естественно, по сей день носит имя Ленина. Быть может, поэтому общественный транспорт по ней не ходит вообще. Так что ехать в шалаш нужно на машине или идти пешком больше семи километров.

В ясный день народа на берегу собралось немало. В старом музее и в самом деле было на что посмотреть. Интересная экспозиция рассказывала, о событиях, предшествующих октябрьскому перевороту. Рядом высился шалаш, высеченный из гранита. Чуть дальше располагался настоящий, «ленинский» шалаш. В нем я и решил поработать живым экспонатом. Внутри оказалось достаточно тесно. А ведь Ильич жил в этой постройке вдвоем с соратником Зиновьевым!

Мое появление практически сразу вызвала бурный интерес. Первыми ко входу потянулись люди с маленькими детьми.

- Посмотри Анечка, говорила одна из туристок дочери 6-7 лет. Это дедушка Ленин.

- А знаешь, Анечка кто я такой, - поинтересовался я.

- Конечно! - не раздумывая ответила девочка. Ты добрый дедушка Мороз, который очень любит всех детей! Ты к нам в садик на новый год приходил!

Короткий опрос детишек принес ошеломляющие результаты. В советские времена ленинскому культу могли позавидовать идеологи любого религиозного течения. В современной же России Ильич стал фольклорным персонажем. «Ленин это бессмертный супермен, который может спасти всех нас! Мне дедушка про тебя рассказывал!» уверял мальчишка-второкласник. «А мой папа, наоборот, говорил, что ты - черт», перебивала девочка помладше. «А по-моему, Ленин, это рокзвезда»,- резюмировал мальчишка в очках. Не зря же в честь него и проспект и площадь в Петербурге назвали!». О том, что еще три десятилетия назад не только площадь и проспект, но и весь город на Неве носил имя Ленина, парнишка, по всей видимости, не знал.

Переправа
Переправа
На озере
На озере
Ленин
Ленин
Приплыли!
Приплыли!
В шалаше
В шалаше
Пролетарии
Пролетарии
Ленин и дети
Ленин и дети

Всем пролетариям доступен…

Решив, что общаться с туристами забесплатно не стоит, я подобрал на ближайшей помойке картонку и вывел на ней нехитрый лозунг капиталистической эпохи: «Фото с Лениным В.И. 10 рублей». Желающие запечатлеться с вождем на фоне исторического пейзажа тут же выстроились в очередь.

- Скажите, а на что пойдут деньги от фотографирования? - поинтересовался пенсионер, явно носивший членский билет КПСС не одно десятилетие.

- Как на что! Конечно на реставрацию шалаша, - ответил я. - Вон, посмотрите, сено совсем старое, а ему всю зиму стоять!

- Тогда я готов не 10, а 50 рублей заплатить. - С готовностью заявил дедуля. - Нам вот таких, по советскому добрых, музеев сейчас и не хватает. И потом, это все равно не деньги. В центре города за фото с Петром I не меньше 200 рублей стоит!

- Ценник установлен специально, - сказал я. - Обирать пенсионера было как-то стыдно. Я же не царь какой-то! 10 рублей, это для того, чтобы любому пролетарию фото с вождем было доступно.

Практически все гости Разлива хотели одного и того же. Мужчины старались запечатлеть свое рукопожатие с Лениным, а женщины объятия и поцелуи. Быстро выяснилось, что на ленинском бренде можно неплохо заработать. Не исключено, что кондуктора из электрички были в чем-то правы. Принимая минимальную плату за фотографирование, за какие-то два часа я собрал 420 рублей. Потратить эти деньги я решил, не отходя от исторического места. Сходил в магазин, купил бутылку настойки, колбасы, фруктов и сел у шалаша обедать. Для того, чтобы было веселей на обратной стороне картонки я вывел новый призыв к пролетариям: «Выпить с Лениным В.И. 50 рублей» и повесил его на шалаш. Долго ждать людей, готовых разделить нехитрую трапезу с вождем не пришлось.

- Меня вот на этом самом месте в пионеры принимали, - делился воспоминаниями мужчина лет 40. - Мне еще тогда, в третьем классе в шалаш забраться хотелось. Да только тут милиционер дежурил, и к нему близко не подпускали. А сейчас демократия, все можно: хочешь, внутрь залезай, хочешь, пей, хочешь, ешь…

Вскоре в шалаше собралась веселая компания людей самых разных возрастов.

- Товарищи, поздравляю вас с годовщиной великой октябрьской социалистической революции! - Играть роль вождя оказалось не так уж и сложно. Выпьем за победу власти рабочих и крестьян! Ура!

Над вечерним Разливом весело звучали революционные песни. «Вихри враждебные веют над нами!», - голосил бывший пионер. «И Ленин такой молодой!», - подпевал старичок, желавший заплатить 50 рублей за фото с вождем. Грустным оказался лишь самый последний тост.

- А я хочу выпить за упокой души Владимира Ильича, - признался самый старый участник вечеринки в шалаше. - В прежние годы я был коммунистом, однако и тогда считал и сейчас считаю, что Ленина нужно предать земле, а не показывать как чучело в мавзолее. Надеюсь, его похоронят у нас, в Петербурге - вместе с родственниками на Волковском кладбище. Только тогда наша страна сможет избавиться от всего плохого, что случилось после краха советской системы.

Сижу
Сижу
Табличка
Табличка
Желающие
Желающие

«Махмуд, поджигай!»

Смеркалось. Посетителей в мемориальной зоне становилось все меньше и меньше. Закрыв выставочный павильон сотрудники музея разошлись по домам. В вечернее и ночное время они призвали меня быть особенно бдительным. Ведь попасть к шалашу любой желающий может круглые сутки. Люди же в тех местах ходят самые разные. Неспроста с конца 1980-х ленинский шалаш как костер пылал каждый год. По словам директора комплекса «В Разливе» Елены Гладковой нынешняя постройка строилась с расчетом на поджог. Сено пропитывалось специальным составом, благодаря которому оно не горит, а только тлеет.

- Попытки поджога случаются регулярно, сетует Елена Владимировна. Таким образом, пироманы словно пытаются изгнать из Разлива ленинский дух. Днем в сторону шалаша летят непотушенные окурки и спички. По ночам происходит кое-что посерьезней. Так что будьте осторожней!

Июльская ночь выдалась на редкость холодной. Словно магнит шалаш притягивал насекомых. Даже опрыскавшись средством от комаров с ног до головы, я мог заснуть лишь на полчаса. Владимира Ильича можно только пожалеть! В те времена ничего подобного не существовало. Пребывание в шалаше превратилось для него в самую настоящую пытку.

Под утро меня разбудил вовсе не писк комаров, а громкие голоса нетрезвых людей.

- А ведь его запросто спалить можно, говорил один из мужчин другому. Всего-то и надо бумажки бросить и заполыхает!

- А можно еще и спиртика плеснуть, чтобы лучше горело, ответил собеседник пьяницы.

- Так ведь запросто, согласился первый. Щас мы его и спалим!

В ночной тишине был явственно слышен звук откупориваемой бутылки. Стараясь двигаться, как можно тише я аккуратно взял косу, которая лежала тут же.

- Ну чего, Махмуд, поджигай! Сказал один из незваных гостей и омерзительно засмеялся.

В этот момент с косой в руках я вылез из шалаша. Со словами «Товарищи! Это не по коммунистически!» я шагнул в сторону незваных гостей.

Сложно описать словам реакцию людей, пришедших выпить к ленинскому шалашу в ночной час, а потом поиграть с огнем. С дикими воплями они побросали все, что держали в руках и убежали прочь. Не думаю, что кто-то из них решится подойти к шалашу еще раз.

Косим
Косим
Новый дом
Новый дом
В музее
В музее

Дух Ильича вернулся в Разлив

К утру и на улице, и в шалаше стало гораздо теплее и мне все-таки удалось нормально поспать. Прогулявшись до озера, я охотно искупался, а потом принес к шалашу тазик с чистой водой. Как и Ильич, я сбрил бороду, а затем, переодевшись в повседневную одежду, пешком пошел к железнодорожной станции. В утренний час на платформе стояли местные жители и дачники. Человек пять с интересом слушали рассказ пожилой женщины.

- Люди! Тут такое!, волнуясь, рассказывала она. Соседи мои ночью на берег выпивать пошли и заглянули к шалашу. А там Ленин! До сих пор бедные в себя прийти не могут и из дома не выходят! Лицо у него, говорят, белое, как смерть, а в руках коса! Ели-ели ноги оттуда унесли!

- Да глюки у них были! Не поверил один из слушателей. Допились до белой горячки, вот Ленин к ним и пришел.

- А может, на самом деле дух Ильича к нам вернулся, пустился в размышления другой местный житель. Неужели никогда нам от него не избавиться…

С косой
С косой
С Крупской
С Крупской
Похож?
Похож?