Очевидно, что длинные и короткие мигранты имеют временную фору перед номадами (возможно в несколько веков). Это только внешне кочевники напоминают мигрантов и будущих демократов. У потомков земледельцев отцы были землевладельцами, они принадлежали к оседлым народам (даже евреи). Но все мигранты ведут себя как кочевники. Везде. И коррупция в западных институтах власти тому свидетельство. Эра лицемерия закончилась. Руководство, группировки внутри двух американских партий — демократы и республиканцы ведут открытую борьбу за финансовые потоки. Кто будет контролировать бюджет. Натуральные или реальные кочевники очень грубо передают образы будущих демократов, здесь схожесть только внешняя сторона, что мигранты мира не сидят на месте. А между коррупцией двух видов мигрантов — большой временной промежуток. Потомки бывших кочевников желают преодолеть это расстояние силой мысли и своих желаний. Они как мантру повторяют, что любят демократию, преклоняются перед ней, хотят построить подобное развитое общество. Массовое мещанство, образовавшееся после распада социализма, никогда не видевшее ничего, кроме советских идолов и обнаглевшего начальства, увидело в рыночной системе возможность. Хотя всю эту возможность можно было бы уместить в брендовой одежде и обуви — что еще нужно простонародью? Одевшись и обувшись наконец в американские и европейские обноски, они стали изображать из себя длинных мигрантов со стажем. На поверку — мы знаем — это мещане. Стадо предателей. Которые за кусок престижа готовы продать все природные богатства, а заодно и своих родителей (если кругом не было бы родни и свидетелей. Свидетели всегда мешают, не дают обогнать очередь за наследством. При рынке все свидетели исчезают. Отсюда младшие братья грабят старших, незамужние сестры наследуют, что положено сыновьям, кругом бегают мошенники и хотят завлечь народ в пирамиды. Это все от нарушения традиционной очереди. А вы что думали? Мораль — это прежде всего очередь, упорядоченность и организация. Нет морали — нет и очереди. Только безочередностью привлекает демократия бывших номадов и больше ничем. Сегодня ты ничтожество, завтра ты член команды USAID. У тебе появляются хорошие деньги. Ты был нищим, теперь ты активист. Или ты был нищим, теперь ты аким. Толпа провинциалов из исполнителей превратилась в нарушителей почти мгновенно. Все провинциалы мигом превратились в националистов. Никто не желает соблюдать очередь, признавать чужие заслуги. Все друг другу поливают грязью — пытаются доминировать или показать себя. Социальные сети оккупировали «писатели». Хочешь — не хочешь, ты тоже превращаешься в соперника. Тебя недолюбливают. Ведь жюри, следовательно критериев качества нет. Это в в былые времена были авторитеты, которые могли рассудить. Во так, когда нет свидетелей, побеждаю фрики. Торжество фриков везде и повсеместно. Нет морали, значит нет заслуг, нет заслуг, значит нет права, не права, значит все равны. Если все равны, тогда вперед выходят самые уродливые и не комплексуют. Если найти хоть одного настоящего авторитета, хоть одного судью, хоть одного писателя, весь мрак рассеется. Если найти природного вождя зелота, и все марево пропадет).
Здесь можно понаблюдать такую особенность.
Если ты ничего не видел в жизни, то ты будешь очень горд, если увидишь, даже подержишь в руках эту невидаль. Это из личной истории жизни всех мещан.
Вот так европейские мигранты и потомки оседлых видели многие штучки, которые изобретали и поделывали их ремесленники долго — долго. Подобное чудо различение — когда новые горожане, потомки кочевников превращаются в мещан.
Такие ведут себя, как будто вообще ничего не видели. Такие в один голос, хором начинают оскорблять империю, бывших «оккупантов», что из-за них они ничего не видели, а теперь увидели, — разные прелести демократии в виде технологичных приборов и прочих дорогих вещей — авто и гаджеты (раньше те же хунну затерроризировали буквально ханьцев, чтобы поесть китайские овсяные печенья. Нападали на земледельцев и искали овсяные печенья. А если самим выращивать?)
А если самим как то остановиться. Перестать кочевать. Осмотреться.
Заиметь вместо гордыни и упрямства знания, а потом и принципы…
Но как такое возможно?
Это невозможно совсем. Это завещания отцов. Прадеды кочевали, а теперь мы что, перестанем соблюдать заветы? Это невозможно было.
Для этого нужно было, чтобы кто-то царского рода по типу Петра 1 побывал в Европе, пожил там, понаблюдал, затем вернулся домой и стал резать боярские бороды (и самих бояр). То, есть, это вариант зелота (выдающейся личности).
Откуда такая личность могла появиться у казахов? Все представители знати заносчивы. Это не только у казахов, это во всем мире так. В родовой системе, повязанной на личности вождя, амбиции знати мешают — на первом месте из тормозящих факторов. Все завязано на одно личности, потому что она все решает, все раздает, — добычу или не мешает (не мешает пасти скот).
Все оседлые народы также проходили феодальную стадию. Земледельцы могли кооперироваться на низовом уровне, у них быстрее распадались кровнородственные общины. Чем больше людей имеют собственность, тем больше могут создавать коллективы?
Нужен всегда один хозяин. Нет, здесь наоборот. Чем меньше собственников, тем меньше анархии и своеволия. Земледельцы быстрее создают централизованное управления, быстрее проходят стадию розни, потому что им выгодна иметь одного хозяина, а не множество. В 6 веке тюркиты за два десятка лет взяли всю степь, от Карпат до сибирской тайги. Огромная территория. Всем кочевникам ойкумены нужна была одна сильная власть. Кочевая империя отличается от земледельческой оседлой, что быстрее создается, при наличии костяка героев, отряда длинной воли. И быстрее распадается, если нет незаурядных наследников.
У земледельцев все решали феодалы. При феодализме собственность исключительно у знати. Откуда появились мигранты демократы? Это переселенцы и горожане создали массу мелких собственников — мелкую буржуазию. Именно буржуазия создает централизованный рынок из хаоса амбиций: воины и стычки все меньше (все чаще дуэли). Буржуазный парламент затем меняет абсолютную монархию.
Чтобы получить парламент, номадам нужно было пройти абсолютную монархию.
Но у казахов в это время была вольница. Если у массы людей нет собственности, они всегда будут смотреть в одну сторону. У казахов не было собственности, поэтому они всегда готовы смотреть в одну сторону. Но эта сторона всегда должна быть сильной. Иначе все кочевники разбредутся по степи (а сегодня по миру, как будто их президент Байден)
Казахи были разделены на три жуза по монгольскому образцу.
Кроме того султаны оспаривали власть у хана. В Орде нельзя быть слабым, нельзя быть демократом. То есть, любая сильная незаурядная личность могла бы все сделать.
Но тут султан Барак убивает Абулхаир хана…
1