О детском спектакле «Музыка из всего» театра «Ученый медведь»
Ведь музыка повсюду!
Ну что, готовы к чуду?
Андре Джайлз, «Танцующий жираф».
Перевод Марины Бородицкой
Чудеса живут рядом с нами. Они скрываются в вечерних сумерках, таятся за колышащейся занавеской, тихонечко шушукаются в коробке с игрушками. Чудесами наполнен двор, лес, шкаф с детскими книжками, набор разноцветных карандашей. Чудеса живут даже в таких серьезных местах, как, например, ящик с папиными инструментами или овощной контейнер в кухонном холодильнике. Важно только их распознать и впустить в свою жизнь. На то и существует детский театр и большие добрые волшебники, которые его делают.
Моноспектакль Андрея Пронькина «Музыка из всего» как раз посвящен постепенному, но верному раскрытию чудес, таящихся в самых обыкновенных предметах. Подчиняясь всеобщим законам акустики, они начинают петь и звучать подобно музыкальным инструментам, как только попадают в руки волшебника.
Привычные предметы начинают не просто звучать, но создавать самую настоящую музыку. Их тайная жизнь выходит на первый план и оказывается гораздо живее и интереснее явной. Обычная морковка с правильно проделанными дырочками превращается во флейту:
А резиновые перчатки, которые всю свою жизнь покорно помогают в уборке помещений, превращаются в волынку, чистотой и силой звука не уступающей шотландской:
Брутальные гаечные ключи, дружно повисшие на самой обыкновенной вешалке для одежды, начинают издавать нежную мелодию, хрустальной чистоте которой позавидуют рождественские колокольчики.
А если взять сантехнические трубы и снабдить их пленочкой, когда-то бывшей воздушным шариком, то получится полнозвучный басовитый фагот.
А чего стоит волшебная флейта, которая умеет играть без помощи губ человеческих?! Да-да, звук из нее извлекает воздушный шарик, с помощью столярного скотча и черного маркера превратившийся в сказочную музыкантшу. Воздух выходит, шарик сдувается и прекращает свое существование, полностью растворившись в мелодичных звуках. Перед нами не просто забавный концертный номер, но аллегорическая история самоотверженного служения музам.
Человек-оркестр, мастер музыкальной эксцентрики, Андрей Пронькин находит нужные образы и ассоциации не только для детей, но и для взрослых. Дети приходят в восторг от многообразия неведомых возможностей, делающих обычное необычным, скучное сказочным, немое музыкальным. Взрослые находят для себя множество дополнительных смыслов в авторской иронии и жизненности образов.
Моноспектакль — штука сложная, а детское представление, где нет истории, героев и сюжетных перипетий — тем более. Но в «Музыке из всего» столько неожиданных находок, исполнительского драйва, неиссякаемой энергии, щедро транслируемой в зал, столько фантазии, мелодического разнообразия, сказочного реализма, смеха, движения и волшебства, что публике просто некогда скучать.
Но главное в этом музыкальном представлении, сыгранном без единого инструмента, — умение видеть то, что скрыто. И оживает в добрых, чутких руках, способных делать настоящие чудеса там, где их нет.