Найти тему

Селфи / Selfiee (2023)

Страна: Индия (Болливуд), 2023
Страна: Индия (Болливуд), 2023

#бойкот_болливуду

Автоинспектор Ом Пракаш Агарвал мечтает сделать селфи со своим кумиром, суперзвездой Виджаем Кумаром. Шанс подворачивается, когда Кумару срочно требуется помощь в получении водительского удостоверения. Подобное можно провернуть не совсем законным путем, но Ом Пракаш готов на все ради своего Бога. Тут происходит непредвиденное, и актер и его фанат меняются местами. Правда ли Ом Пракашу нужна эта известность, и должен ли Виджай Кумар быть наказан за свои действия? Игра в "кто кого" начинается.

Фильм — это в первую очередь рыночный продукт, и только во вторую — способ развлечения (и не только) людей. Поэтому, прежде чем клеймить этот продукт никуда не годным, нужно сначала его распробовать. Начнем с обертки. Для чего создавался "Селфи"? Если бы все снимали, что хотели, киноиндустрия давно бы уже загнулась, а значит у всего есть своя цель. Кто в курсе, что это ремейк малаяламского фильма "Водительские права", 2019г., то обязательно прикинет, что, возможно, все дело в успехе оригинала. Коммерчески успешные фильмы любят копировать. Но если посмотреть на статистику "Прав", то не такая уж это "бомба" проката, чтобы ее лямзить у южных товарищей. Тем более, будь это какой блокбастер, права на его экранизацию купили бы тут же (и не только Болливуд), после подведения итогов кассовых сборов. В нашем случае "покупка" состоялась спустя два года после премьеры, а съемки, похоже, начались буквально после подписания контракта. Вот это скорость. В фильме, кстати, будет подобный наглядный эпизод. Хотя, там есть много чего, заслуживающего внимания.

Итак, кино — это отражение нашего бытия, и пусть это будет даже мифический эпос, но и в нем мы найдем отголоски наших будней. О современных фильмах и говорить нечего — что нам делать, как нам жить и на кого ориентироваться, мы черпаем преимущественно оттуда. Понятно, что каждый регион (а с ним и его кинематограф) в Индии трубит о своих насущных проблемах. И наверняка идея "Прав" пришла к их автору или заказчику не просто так. Но, к сожалению, выражение этой идеи было очень посредственным. Южане очень любят снимать фильмы с социальным уклоном, особенно это касается тамильцев и малаяламцев. Это я к тому, что у них в этом богатейший опыт. Однако "Права" не производят должного впечатления, если они задумывались как проект, который должен был поменять что-то в сознании людей. Основная проблема, на мой взгляд, там была в неудачном касте. Актеры просто не смогли передать нужный вайб через экран. Если по роли их героям нужно сопереживать, то этого не происходит. На фоне каста "Селфи" они выглядят непрофессионально. На самом деле впервые вижу у малаяламцев такую явную халтуру. Единственное, что могло сподвигнуть Болливуд обратить на этот фильм внимание, это ценность сюжетной идеи. Поэтому ответ на вопрос, с какой целью создавалось "Селфи", прост — в Болливуде наступили темные времена. И конкретно из темы фильма видно, что травля актеров стала проблемой номер один.

Был ли провал "Селфи" в прокате очевиден? Создатели фильма абсолютно точно рассчитывали на другой исход. Учитывая имена всего персонала с их звездными проектами за плечами, а также количество продюсеров, композиторов, да и двух главных актеров, то складывается впечатление, что фильм планировали и кроили с чрезвычайной тщательностью. Все, на что малаяламцы не обратили внимания или намеренно проигнорировали, здесь было точно подогнано и отполировано до блеска. Радж Мехта явно обладает талантом знатока человеческих душ. После его отличной работы над фильмом "Долгой жизни и богатства!" я еще пребывала в некотором раздумье, чья была заслуга в таком реалистичном захватывающем сюжете, может быть, его товарищ Ришабх Шарма такой отменный сценарист. Теперь после "Селфи", думаю, стиль Раджа обрел свои окончательные черты. С ним в паре также работал и Шарма, но сценарий почти один в один с "Правами", так что существенно поменять его под себя он не мог. В общем, главное, чем дирижирует Радж в своих фильмах, это чувства и эмоции его героев. На выходе получается человечный живой сюжет, способный побудить зрителя сочувствовать персонажам, смотреть на них, как на себя. Уверена, что с этой целью Раджу и заказали снять фильм-призыв или фильм-мольбу (если это уже крайняя мера) к хейтерам оставить в покое несчастных актеров.

Мольба не была услышана? Скорее всего, фильм подействовал на заранее негативно настроенную публику, как красная тряпка на быка. Есть разные версии, почему "Селфи" ушел на дно. Ему вменяют завышенные расчеты на слишком большое количество кинотеатров по стране, где должны были показывать фильм, дороговизну билетов, плохой сценарий (т.е. на Юге этот же сценарий зрителям понравился и окупился, а для Севера он плохой), третьесортную режиссуру, а также плохо сыгранные роли главных героев по сравнению с оригиналом (с чем я категорически не согласна). По крайней мере, это самые громкие заявления. Но даже если продюсеры сплоховали с аналитикой, то все равно кассовые сборы неестественно низкие. Скорее всего очень "хорошо" в этом случае сработало сарафанное радио. У фильма действительно есть один недостаток. Для зарубежного зрителя он, возможно, будет незаметен, но местные точно его не пропустят. Значит, что это такое. Перед началом непосредственно самой истории на экране появляется Акшай Кумар и вещает: "Это фильм не про меня и моего товарища, а про вас, мои дорогие фанаты". И все его дорогие фанаты такие: "Чего? Мужик, у тебя к нам какие-то претензии?". Не знаю, каким местом думали те, кто эту заставку для фильма одобрил, но то, что они крупно облажались, мы видим теперь в цифрах бокс офиса. Хейтерам подобное, как бальзам на душу, а большинство зрителей очень чутко реагируют на негативные отзывы. Вот вам и отток прибыли.

Сюжет содержит какой-то негативный посыл? Напротив, он исключительно осторожен и вежлив по отношению к любому взаимодействию с публикой. Все зрители являются поклонниками каких-нибудь звезд, вот теперь появилась художественно обработанная возможность посмотреть на себя со стороны. Ассоциация "себя" будет проходить через героя Эмрана Хашми. Он поклонник, точнее сказать, ярый фанат суперзвезды, которую играет Акшай Кумар. Никаких взаимных оскорблений или попыток унизить друг друга между ними не наблюдается, что, кстати, можно не единожды увидеть в оригинальной версии. Эмран эмоционален до умиления. Его глаза, когда он смотрит на Акшая, надо видеть. Помните, что он олицетворяет собой всех фанатов. И я вам скажу, что это приятный и добрый образ. Даже несмотря на то, что он вступает в конфликт со своим кумиром, мы не чувствуем никакого негатива с его стороны, кроме желания добиться справедливости. Такой же акцент сделан и на селебрити. Думаете, он показан здесь зазвездившиейся звездулиной? Ничего подобного. Уважения достоин. Вот к чему подводит зрителя режиссер, к пониманию того, что Звезда — тоже человек. Хороший человек, что важно. "Теперь я понимаю, как тяжело быть знаменитым", — вздыхает герой Эмрана. "Он — мой фанат, а я люблю своих фанатов", — искренне заверяет герой Акшая. Ну чем не идиллия? Предфинальный монолог Акшая убивает наповал своей душевностью с налетом пропаганды суррогатного материнства (даже сюда рекламу приплели).

Фильм стоит смотреть? "Селфи" как будто ненадолго возвращает нас в прошлое. Т.е. в те доспецэффектные времена, когда история была важнее визуала. Это не значит, что фильм с налетом плесени, он вполне себе современный, с драйвовой музыкой в перемешку с классическими индийскими танцевальными ритмами, с клипом, транслирующим полураздетых звезд и дорогие тачки. Но это всё отходит на задний план, когда нас начинают знакомить с главными героями. В "Правах" конфронтация между ними получилась злой и неприятной, больше внимания уделялось самой ситуации, а не персонажам. В "Селфи", наоборот, герои стали превыше всего. Монтаж сцен был сделан таким образом, что они почти всегда смотрят друг другу в глаза. Это столкновение двух сильных характеров, за которым интересно наблюдать. Фоновая музыка держит напряжение между ними на должном уровне, от некоторых сцен просто искры летят. Фильм стоит посмотреть даже потому, что это по-настоящему профессиональная работа всех членов команды. Можно отрешиться от мысли о том, что тут ведется прямой диалог со зрителем (индийским зрителем, в первую очередь), и просто посмотреть хорошее кино. Южные коллеги Болливуда уже отправляют им на помощь тяжелую артиллерию в лице своих ведущих актеров типа Виджая Сетхупатхи, Дхануша, Дулкара Салмана и т.д. Будем надеяться, что общими усилиями им удастся преодолеть свалившийся на них кризис, который, кстати, может породить больше хороших фильмов, что нам только на руку. Приятного всем просмотра!

Автор статьи: Sandragus