Перекорм навозом не ведет к здоровью зерновых и чреват полеганием.
Портал AgroXXI.ru ознакомился со статьей фитопатолога Юэна Эванса, опубликованной в канадском сетевом агроиздании Grainews.ca, в которой рекомендуется применять органические удобрения с умом: «Сельскохозяйственные земли в Канаде занимают 65 миллионов гектаров, что составляет 6,3 процента общей земельной базы страны. В Канаде насчитывается около 60 000 ферм по выращиванию телят и 20 000 молочных предприятий. Поголовье крупного рогатого скота составляет около 12,5 миллионов, из которых более 40 процентов приходится на провинцию Альберту. В Альберте сосредоточено порядка 90 процентов откормочных площадок КРС, меньшее количество - в Саскачеване и Манитобе. В Канаде на 7600 фермах содержится 14 миллионов свиней — 40 процентов в Западной Канаде, причем наибольшее их количество приходится на Манитобу. Что касается птицеводства, то бройлерные фермы насчитывают 2400, индюшиные фермы - 250 и яичные фермы - 2000 и более. Эти статистические данные о сельскохозяйственных угодьях дают представление об общенациональном производстве навоза.
Питательные вещества в навозе, будь то азот (N), фосфор (P), калий (K), сера (S) или микроэлементы, по сути ничем не отличаются от удобрений в мешках. Коммерческие удобрения представляют собой просто концентрации природных питательных веществ, переработанных в удобные формы. Что навоз делает помимо содержания питательных веществ, так это обеспечивает органический углерод, который творит чудеса для всех почв.
Однако, у каждой медали две стороны. Когда я занимался диагностикой болезней полевых культур, мне приходилось сталкиваться с полями рапса, которые полегли и часто были опустошены склеротинией. Многие из этих полегших растений рапса выращивались на землях, которые часто и обильно унавоживались. Земля, сильно унавоженная, обычно принадлежала молочным фермерам или владельцам откормочных площадок. Похоже, они верили, что их пахотные земли можно значительного улучшить с помощью обильного внесения органики, не особо задумываясь о проверке почвы. Хотя неспроста существуют анализы для жидкого или твердого навоза на содержание питательных веществ для растений, на основе которых планируют нормы внесения.
Те полегшие посевы рапса очень хорошо выглядели на стадии до цветения — зеленые, с очень густым пологом, но к уборке урожая четверть поля полегла, к тому же практически все растения поразила склеротиния. При плотном пологе рапса гриб, вызывающий белую плесень, очень легко перемещается от стебля к стеблю. Анализ почвы поля показал классический пример переудобрения органикой, накопившейся за многие годы.
Теперь о пшенице и ячмене. Предположим, вы вносите навоз без тестирования «на глаз», а на следующий год сеете эти зерновые снова безо всяких почвенных анализов. В июне посевы выглядит хорошо, но к концу июля безнадежно полегли. Вы и ваши соседи говорите, что азота слишком много. Очень высокие дозы азота действительно мешают лигнификации.
Также произошло следующее: при внесении органики вы активизировали миллиарды голодающих грибов, бактерий и других микроорганизмов, которые питаются этим источником углеводов. Помимо того, что микроорганизмы потребляют азот, фосфор, калий и так далее, они еще любят доступную медь. Итак, почвенную медь съели. Растения пшеницы или ячменя теперь не могут производить стеблевой лигнин, который удерживает растение. Результат? Сильное полегание и значительная потеря урожая. Медь необходима для образования лигнина и прочности стебля, особенно в пшенице и ячмене. Вы также увидите спорынью, еще один признак дефицита меди. Вот почему тестирование почвы и внимательное отношение к балансу питательных веществ так важно, как и при необходимости внесение под пшеницу и ячмень меди в форме сульфата (действует в течение 10 лет). Кроме того, я бы советовал внекорневую медь при раннем удлинении стебля пшеницы и снова на стадии флагового листа, особенно, во влажный сезон.
Полегание пшеницы и ячменя во влажных условиях намного хуже, чем в засушливые годы, поскольку во влажных условиях корни остаются у поверхности почвы, где микроэлементов больше всего не хватает. В засушливые годы корни злаков уходят в почву примерно на метр и более, где микроэлементов гораздо больше, что предотвращает полегание».
По статье Юэна Эванса, опубликованной на портале www.grainews.ca.
Фото: Светлана Лукьянова, AgroXXI.ru.
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.