Уже два года выходит реалити-шоу “Звезды в Африке”, этакая смесь “Последнего героя” и “Форта Боярд”, бьющая все рекорды, а пятый сезон, по человеческой жестокости и хамству. Перезагрузка шоу, как и многих, с приставкой “новые”, не пошла ей на пользу. Если первые сезоны были более или менее мирными и позитивными, хоть и с интриганами Ярушиным и Верещагиным, с оригинальными и необычными конкурсами, то последние стали просто токсичной говорильней, с постоянным лицемерием и оправданием, что “это просто игра”. Для которой все средства хороши, чтобы получить реальные пять миллионов, а не символическую победу как в двух первых сезонах.
В отличии от “Последнего героя”, живут участники в комфортных условиях, с душем и кроватями, варочной плитой и чистой водой из крана, им не приходится спать на песке, мыться в морской соленой воде и там же стирать одежду, спасаться от проливных дождей и диких зверей, ловить рыбу или лазать за бананами. В первых трех сезонах всегда был запас бобов, и еда была, вне зависимости от испытаний. Но теперь посуду и пищу нужно покупать на заработанные монеты. И никто не кричит, “я - звезда, заберите меня отсюда”, когда участник не хочет проходить испытание. Но мы видели, что герои, Кучера и Стогниенко, по которому плачут его друзья, разлученные от него на пару дней съемок, постоянно отказывались есть какую-нибудь гадость, но обвиняя всех в том, в чем сами виноваты. Именно ложь и лицемерие вызывает отторжение нынешний формат проекта. Если есть свободное время, то поиграйте сами в дружеские игры, а не бесконечно тасуйте расклады выбывающих, особенно новичков, со стороны “старослужащих”, которые установили правила игры и всеми путями выживают несогласных.
Становится страшно, когда с федерального общедоступного канала проповедуют идею, что цель, победа, оправдывает средства, и что игра, не жизнь, в жизни они бы поступили по-другому. Но суть реалити-шоу в том и состоит, чтобы в предлагаемых сложных условиях выявить и проявить истинную суть человека, что проявилось в полной мере в Оскаре Кучере и Пташенчуке, таких боссах мафии, при этом, странно, друзьям, которым плевать на репутацию, шоу кончится, а осадочек останется. Нет, сейчас институт репутации обесценился, скандалы и отвратительные поступки публичных людей переходят все рамки, забыты честь и достоинство, благородство и совесть. Представить себе советских артистов, тоже не без греха, и такое поведение публично невозможно, всему мерилом стали хайп, подписчики, рейтинги и рекламные доходы и контракты. Чем больше ты светишься, даже в негативном контексте или трешовом, тем больше узнаваемости и доходов. “Пауки в банке’ и “человек человеку волк”, “звериный оскал капитализма” в миниатюре.
В таких шоу, не важно, есть ли там постановочные моменты или нет, без конфликтов и невозможно, так как собирают разных людей и характеры, но в этом году в реалити какой-то перебор психологической жестокости и прессинга. Как в советском фильме “Гараж” Рязанова, где пайщики гаражно-строительного кооператива превращались в зверей в борьбе за место в общественном гараже, проявляя даже большую жестокость. Просто, влиться в большинство, потерять совесть и сочувствие, наплевав на возраст или заслуга, главное, что не мы вылетим из кооператива. И возмущения диктатурой стареньких нет, кроме Прохора Шаляпина, которого не поддерживают, как “белую ворону” Малаеву, в исполнении Ахеджаковой, скрывая внутри свое недовольство, но играя по общим правилам.
Кто сильнее, тот и прав, может в животном мире, в условиях скудной пищи и ограниченных ресурсов, но не в нашем мире, где голод давно проблема не климатическая или физическая, а сугубо политическая. Накормить можно всех, но нужно ли, пусть посоревнуются у корыта и кормушки, а мы поуправляем, не будет времени на рефлексию происходящего вокруг, когда у тебя на шее дети и кредиты. А просветленным на Бали не до всего вокруг, все же проходящее, одна жизнь из череды реинкарнаций, поэтому в Индии плевать на повседневную гигиену и антисанитарию. Но как пел Высоцкий, “если жил ты как свинья - останешься свиньею”.