В заповедной Чухломской глуши спрятан от случайных визитеров широко известный в узких кругах памятник деревянного зодчества – часовня в местечке Плосково, что на речке Возеге в 36 верстах от уездной Чухломы и в 200 верстах от губернской Костромы.
Деревушка Плосково относилась к приходу Судайской Благовещенской церкви и в начале прошлого столетия насчитывала 26 дворов и 78 жителей (см. Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1907 года, стр. 278).
К началу столетия нынешнего деревня обезлюдела и сегодня представляет собой зарастающую пустошь с одиноко стоящей на краю поляны часовенкой.
История часовни была окутана множеством легенд, в которых смешались купцы, балерины и даже местный водяной.
Лишь несколько лет назад нашлись архивные документы, свидетельствующие, что инициатива строительства часовни принадлежала местному крестьянину Герасиму Иевливичу Воробьеву. Крестьянин был непростой – промышлял отходничеством и имел собственный дом в Первопрестольной.
Как оказалось, своим появлением часовня обязана аварии императорской яхты «Штандарт», налетевшей 29.08.1907 на скалы в Балтийском море вместе со всем августейшим семейством на борту. И хотя никто из царственных особ не пострадал Герасима так впечатлило это событие, что в следующем 1908 году он подал на имя Епископа Тихона прошение построить часовню в память об их спасении. К следующему 1909 году прошение было одобрено и тогда же, вероятно, началось строительство. Документальных сведений о посвящении часовни не установлено. «В интернетах» она фигурирует как освященная в честь Рождества Иоанна Предтечи и Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Памятник представляет собой высокий рубленый четверик под острой кровлей сложной формы. Северный и южный фасады завершаются треугольными фронтонами с окнами второго света, восточный и западный – глухими ромбовидными люкарнами. Венчают часовню пять металлических главок.
До последней четверти XX века часовню опоясывала открытая галерея, к сегодняшнему дню полностью утраченная.
Также утратились пол и убранство интерьера, дверные и оконные заполнения.
Под сводом можно рассмотреть фрагменты храмовой живописи, написанные на натянутом поверх обшивки холсте.
Уцелели лишь херувимчики.
Как следует из сохранившихся подписей, ниже были изображены евангелисты.
Любопытно, что незаурядная архитектурная достопамятность проигнорирована авторитетным Институтом искусствознания и в соответствующем томе «Памятников архитектуры» не описана. Как объект культурного наследия
на государственной охране часовня тоже не состоит.
Костромская область, предпоследний день весны 2021 года.