Подготовкой предложений по развитию международного транспортного коридора «Север-Юг» займется проектный офис, созданный банком ВТБ. Руководить проектным офисом назначен советник президента банка Андрей Никитченко, в чьем активе – кураторство федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя с 2016 по 2021 годы. Теперь Никитченко займется сбором и анализом данных для обеспечения бесперебойного грузооборота МТК и для строительства железнодорожной линии до портов Ирана.
Учитывая амбициозные планы и цели по созданию эффективной альтернативы Суэцкому каналу, перед проектным офисом стоит важная задача – просчитать все риски и возможности для действительно оперативного транзита большого объема грузов по всем веткам маршрута: сухопутным – западная и восточная ветки, с помощью железных дорог и портов – транскаспийская ветка. К примеру, только по подсчетам Евразийской экономической комиссии, по итогам 2023 года рост грузопотока произойдет на почти 3 млн тонн к прошлому году и составит 17 млн тонн, однако к 2030 году скачок будет существеннее и составит уже 45 млн тонн. С этими данными согласны и в правительстве России, где прогнозируют – при полном запуске всех веток маршрута – увеличение грузооборота до 100 млн тонн.
И первые шаги к достижению такой амбициозной цели уже предпринимают регионы России. К примеру, в Ульяновской области всерьез развивают логистический проект «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив», который входит в международный коридор «Север-Юг». В планах региона – поставлять уже в следующем году более 1 млн тонн грузов напрямую от терминалов Средней Волги, Поволжья и Европейской части страны через Каспийское море к портам Персидского залива и Индии, а также в обратную сторону.
То есть Ульяновская область не ограничилась общими планами по модернизации инфраструктуры и наращиванию экспортного потенциала, а детально посчитала возможные объемы, которые область готова поставить напрямую в Иран с помощью соседей – Пензенской области, Чувашии и Татарстана. Помимо соседей, регион заручился поддержкой дочки РЖД – АНО «Евразийская агрологистика» в части формирования сборных агрохабов для дальнейшей отправки странам-партнерам. Кроме этого, области удалось подключить к проекту Евразийскую ассоциацию бизнеса.
Пока же объемы поставок по «Север-Югу» у Ульяновской области скромнее, но, тем не менее, регион уже в рамках проекта доставляет свою продукцию странам Востока, Центральной Азии и Индии. И это – уникальный пример настойчивости и грамотного подхода к выполнению национальной задачи по полному запуску международного коридора «Север-Юг» и расширению межрегиональной и международной кооперации, которому стоит поучиться главам уральских регионов.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд