Найти тему
mediametrics

«В мире смешных шариков»

Оглавление

Анатолий Прохоров (1948-2020), художественный руководитель анимационного проекта «Смешарики»

В самом начале проекта «Смешарики» предполагалось, что у него будет такой успех?

Это вопрос, принципиальный для людей, которые делают какое-то дело: делай, что должен, и будь, что будет.

Когда меня пригласил Саша Татарский, блестящий режиссер-мультипликатор, делать с ним студию «Пилот», это было для меня так ново и неожиданно, что я полностью погрузился в это «делание». Я был тогда теоретиком театра, кино, а вообще - я физик-теоретик. И поэтому я думал только о том, что мы делаем.

О том, что студия уже через пять лет станет известной, будет получать десятки призов на международных фестивалях, не думал. Всё это пришло потом, как пришло.

Причём, я должен сказать, что, если бы мне сказали, что студия «Пилот» и проект «Смешарики» останутся такими тихими, незаметными, я бы, я думаю, ничего бы не изменил в моём отношении к ним. Потому что это жизнь, а не «висюльки».

Если точнее, для меня был важен процесс делания этого. Step by step.

То есть не думая о том, что там дальше?

Если мы правильно делаем, если удастся всю команду сплотить в том же режиме - step by step, то есть саккумулировать всех, тогда, действительно, дело начинает катиться, как снежный ком.

Приоткройте нам «закулисье»: как создавалась команда? Люди, которые работают над Смешариками, это преимущественно питерцы?

Да, начинали только питерцы. За исключением одного несчастного меня, московского такого «выродка».

Я бы хотел сакцентировать на вопросе о прямом отношении этой темы к мировой бизнес-этике. Проект и команда - что есть что, что для чего.

Обычно считается, особенно в российском бизнесе («российский бизнес» - это такой оксюморон, потому что либо «российский», либо «бизнес»). У нас считается, что главная цель у бизнеса - это зарабатывание денег, что абсолютно неправильно в международном понимании этого процесса, этого термина: «бизнес - занятость, дело».

И, соответственно, у нас команда - это инструмент.

В философии мирового менеджмента всё наоборот. Люди последние десятилетия строят команды. Они строят команды, как большие здания. Если правильно команда построена, то дальше процесс жизнедеятельности команды включает в себя «делание» разных проектов. И, как ни смешно, в прямом смысле, отходом жизнедеятельности команды является проект, вот прямо проект за проектом.

Как формировалась «философия» Смешариков? Были ли какие-то сложности?

Сложностей было до хрена, прошу прощения за простонародное выражение.

В начале не было глубокой философии, не было такого какого-то глубинного содержания, о котором очень многие сейчас говорят и пишут.

Но это всё как раз возникало в процессе формирования команды. Команда, а это было сперва человек 10 - и будущий режиссёр, и будущий сценарист, и будущий директор студии, и художник, автор.

Что значит «автор Смешариков»? Меня часто называют автором Смешариков, но это неправильно. Нас 5 человек, но главный, как мне кажется, автор Смешариков, по крайней мере, точно один из главных - это автор персонажей Смешариков, вот этих кругленьких - это Салават Шайхинуров, наш художник.

Все они были молодые, я там самый старший, как был, так и остался. И вот, собственно говоря, собирание команды происходило, в том числе и, прежде всего, за счёт общего понимания и вырабатывания того, про что будем делать, про что будем жить в кино.

И, на самом деле, целый год прошёл от идеи до начала производства. Мы занимались тем, что смотрели много, определяли число персонажей, их изобразительные качества, их характер. Но потом в течение первых 5-7, может быть, 10 серий, но не больше, устаканивалось, формировалось и углублялось то, что сегодня можно условно назвать «философией Смешариков».

Почему Смешарики круглые?

Два соображения, на мой взгляд, очень важные.

Что мне бросилось в глаза и было очень интересным, это то, что у всех героев оказался единый стиль. Я поясню.

Например, «Ну, погоди!», волк и заяц. Волк нарисован более интересно, заяц нарисован совсем так вяленько. Между ними какая-то стилистическая борьба.

А здесь вся плеяда героев, персонажей объединена тем, что они стильные одинаково, и видно, что они из одной команды, куда уже волка из «Ну, погоди!» или ослика Иа не вставишь чисто изобразительно чисто. Это первое.

И второе, что тоже очень важно. Как мне пояснил Салават, он взял круглую форму, потому что вдруг подумал: «А что, если дети захотят нарисовать их?» Самое простое – круг. Берёшь круг и две петельки - это Крош. Рисуешь круг и такую зубастую пилу - это тот самый Ёжик. Ещё нарисовал два кружка вместо глаз больших - вот очки те самые.

И вот это было для меня ужасно интересно. И сразу «зацепил» тот факт, что в самом начале проекта есть очень точная художественная, отнесённая к зрителю, позиция, чтобы эти персонажи были детскими, их можно было детям легко нарисовать.

-2

Дети вряд ли понимают заложенный взрослыми смысл, они реагируют на внешние эмоциональные раздражители. Но для взрослых эти мультики весьма полезно смотреть...

Два комментарии по этому поводу.

Первый – мы, действительно, внимательно смотрели, серия за серией, и всё время обсуждали, что получается. Очень много внёс в это углубление Лёша Лебедев, наш ведущий сценарист, который написал большинство сценариев. Так вот, этот момент, «двойное смысловое дно», для детей и для взрослых, это всё серии с 5-й мы стали понимать, что есть какие-то очень неожиданно тонкие смыслы.

И мы думали, а стоит ли, а, может быть, детям не надо. И в какой-то момент мне вдруг показалось, что это важно. Что детям надо доверять.

И оказывается. мы выиграли на доверии к детям.

И позже у меня было несколько случаев, когда, например, подросток 14-ти лет говорит: «Я смотрю Смешариков с 7 лет, и я только сейчас понял, что они совсем не про, то что я смотрел в 7 лет».

Что происходило, когда Смешарики «переступили границы» Российской Федерации?

Тут много интересных историй - и имеющих смысловую глубину, и просто смешных, и очень тонко профессиональных.

Мы начали с сербского языка, как не смешно. Потом уже пошёл английский, главный язык для Европы.

А потом пошел китайский, потому что китайский рынок очень бурно отреагировал на Смешариков. Им страшно понравилась как раз круглая форма. Китайцы, на самом деле, говоря народным языком, «балдеют» от круглой формы, потому что она заложена каким-то образом в менталитет китайцев, в китайскую культуру, как символ гармонии.

А основная проблема была вот в чем. То, как актёры озвучивают. Потому что тут недостаточно голоса за кадром, как это иногда делают на взрослых сериалах. Поскольку это детская продукция, обязательно нужен дубляж.

Вызывают таких актёров, которые умеют говорить разными, двумя-тремя, голосами, играют они 3-4-5 персонажей. И они наговаривают простенькие тексты, думая, что для детей ничего особенно играть не надо. И каждый раз, когда нам это показывают, получается, что за этим типом дубляжа невозможно увидеть характер. А в Смешариках вся «соль» в реагировании каждого характера, сложного характера, на непростую ситуацию.

И приходилось просто приезжать и работать с актёрами, объяснять им. Когда актёру говоришь: давайте озвучивать этот сериал так, как будто это игровой сериал для взрослых, потому что там есть характеры, они важны, там есть отношения характера каждый раз разное к повернувшейся ситуации, к её развороту. Как только актёры понимают эту задачу, они даже иногда говорят: нам бы сказали раньше, мы бы так и сделали. То есть как только ты прилетаешь, начинаешь работать с актёрами, буквально через полчаса они въезжают в задачу, и всё идёт, как по маслу.

В чём отличие Смешариков от, например, диснеевских проектов?

Надо сказать, что все продукты Диснея, они замечательные, они качественные, но они, я бы сказал так, достаточно простые. Я бы даже сказал – простенькие, или простоватые. Есть знаменитые термины моего друга Даниила Дондурея - «понижающая селекция» и «повышающая селекция». В этом смысле диснеевские мультфильмы всё-таки несут такую струю, или тенденцию, «понижающей селекции», потому что они дают для наших детей простоватый для них смысл.

Наши дети могут брать более сложные смыслы. Чем, в частности, и предопределился или определился успех Смешариков.

-3

По материалам программы «Мировая бизнес-этика» на Радио Медиаметрикс

-4