Прославление Андрея Рублева в лике преподобных состоялось в 1988 году. Считается, что преподобный Андрей был простым иноком, «чернецом». Стоглавый собор 1551 года повелел «писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы». Но память о преподобном Андрее почти не опирается на конкретные работы, при том что современники были хорошо знакомы с его произведениями, признавая в них художественное совершенство и духовную глубину. Лишь упоминание в «Сказании о святых иконоспицах» позволяет связать с его именем знаменитую икону Пресвятой Троицы. Пристальное внимание реставраторов и искусствоведов к технике, рисунку, составу красок произведений, приписываемых Андрею Рублеву и его ученикам, уточняет круг работ, действительно относящихся к творчеству преподобного. Например, новейшие исследования реставраторов опровергли гипотезу о принадлежности знаменитого «Звенигородского чина» кисти преподобного Андрея.
Среди предметов станковой живописи (собственно икон) в современном искусствознании преподобному Андрею приписывается только образ Пресвятой Троицы. Также его кисти принадлежат росписи Успенского собора во Владимире, которые представляют собой иллюстрации Страшного Суда площадью около 300 квадратных метров; собор был «подписан» вместе с мастером Даниилом Черным. Сюжеты располагаются на стенах и сводах. Обращает на себя внимание упорядоченность композиции: до Рублева структура «Страшного Суда» изобиловала подробностями, в которых были нарративность и пестрота за счет введения в композицию многочисленных назидательных сюжетов, в том числе расписанных подробно адских мучений. Напротив, в ансамбле авторства святых Даниила и Андрея видится симметрия и равновесие: например, в композиции, посвященной Раю, строго под Богоматерью – высокая алая дверь, к которой мерным шагом стремятся блаженные. Благодаря использованию приема ритмических повторов, идеальным пропорциям фигур с аккуратными, слегка округлыми формами, создается впечатление мирности, и Страшный Суд вселяет надежду на Божие снисхождение.
К прославлению святого в 1988 году был подготовлен большой образ с клеймами жития, созданный иконописцем Ириной Ватагиной. Ныне он находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе при Свято-Тихоновском университете. В Никоновском приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры находится монументальный образ преподобного Никона с клеймами жития авторства иконописца Марии Николаевны Соколовой (сестры иконописца Иулиании, причисленной к лику святых): два клейма на нем посвящены Андрею Рублеву. В одном из них представлен уже созданный образ Святой Троицы, который держит иконописец, и его благословляет игумен Никон: именно при этом настоятеле состоялось украшение собора «живописным письмом».
Иконостас Троицкого собора состоит из икон многих мастеров, а игумен Никон «собра мужи живописцы, в добродетелях совершенны, Данила именем, и спостника его Андрея, и прочих с ними», и принято считать, что Даниилу и Андрею принадлежало общее руководство над созданием памятника. Так что образа иконостаса созданы именно артелью, и на современном этапе не признано конкретного авторства («руки») той или иной иконы, за исключением образа Троицы.
Знаменитый реставратор Кириков создал житийную икону преподобного Андрея, написанную им в виде триптиха. В некоторых клеймах отражена история работы Андрея Рублева в стенах Андроникова монастыря в Москве, в котором он подвизался в монашеском чине. Преподобный украсил Спасский собор монастыря своей росписью, от которой остались только невыразительные (в силу своей сохранности) орнаменты в двух оконных откосах. Одно из клейм представляет собой сюжет «Обучение иконописанию»: в нем изображены юные отроки, но для справки добавим, что чуть позже Андрей Рублев подвизался младшим мастером в артели византийца Феофана Грека и таким образом заканчивал обучение, перенимая опыт.
В наши дни пристальное внимание обращено к Троицкому собору лавры, в который вернулась икона преподобного Андрея. В иконостасе в предыдущие десятилетия находилась одна из двух прекрасно исполненных копий: иногда их еще называют факсимильными, так они точны. Другая копия, написанная известным реставратором Василием Кириковым в 1959–1963 годах, находится в собрании музея Андрея Рублева (ЦМиАР) и связана с юбилейными торжествами по случаю 600-летия незабвенного иконописца. А первая по времени копия была сделана выдающимися художниками-реставраторами Григорием Чириковым и Николаем Барановым в 1929–1932 годах. Именно она многие годы располагается в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, и про нее уже можно сказать, что она стала почитаемой.
Различные правки несколько изменили первоначальный облик древней иконы Святой Троицы, однако исследователи говорят, что сохранилось значительно больше того, что было утрачено. Икона почти полностью лишена позолоты, тогда как в авторской живописи были золотыми фон и поля, а также нимбы над головами Ангелов. На фоне золотых нимбов развевались тороки (ленты, похожие на античные диадемы, которые охватывали лоб и свободно свешивались у висков), ныне почти незаметные. Золотой ассист, который мы сейчас видим на крыльях ангелов, в основном поздний. Про сохранность иконы можно сказать, что красочные слои стали тоньше, отчего цвет одежд кажется прозрачнее по сравнению даже с белилами, хотя изначально они были плотнее. Про «Троицу» Андрея Рублева говорят, что она отличается мягкими «плавями» – тонкими сплавлениями красок и слоев, а современное состояние иконы усиливает это качество.
Согласно службе Пятидесятницы, день Сошествия Святого Духа является праздником Святой Троицы. С XIV века это учение поднимается на новую высоту благодаря богословию исихазма. Святитель Григорий Палама писал: «В день Пятидесятницы начинает совершаться явление Духа Святого… дабы мы познали и уразумели великую и поклоняемую тайну святой Троицы». В русской монашеской духовной среде эта тайна была воплощена в образе «Троицы» Андрея Рублева.
Любителей русской иконы в работах великого мастера привлекает цвет, реставраторы интересуются «колерами» (изучение поверхности красочного слоя производилось при помощи бинокулярного микроскопа с определением пигментного состава красок), а искусствоведам интересна палитра работ. Один из самых звучных колеров у Рублева – и это изыскания сотрудников Государственной Третьяковской галереи совместно с реставраторами – смесь азурита и натурального лазурита, редкого материала: в те времена он добывался только в горах Бадахшана (современный Афганистан). Дорогой лазурит вместе с азуритом был добавлен в высветления всех одежд, в разделку горок и здания. Многообразие и звучность цвета на иконе достигается всего несколькими пигментами: желтым, двумя разными синими и двумя зелеными, тремя красными, углем и белилами. В этом сказалась прекрасная выучка Андрея Рублева, который создал богатую палитру образа благодаря навыку средневекового художника по перетиранию и смешиванию пигментов. Например, цвет хитона центрального Ангела составлен из мелко перетертого минерала гематита, киновари, лазурита, зеленого гематита. В отношении рисунка «Троица» уникальна тем, что подготовительный набросок наносился прямо на доску и слегка поправлялся самим иконописцем, а это значит, что композиция не повторяла каких-либо ранних произведений.
Художник Андрей Рублев создал особый тип изображения. Иконография Пресвятой Троицы существовала и раньше, композиция ее включала образы Трех Ангелов в виде путников, которые посетили праотца Авраама, и тот приготовил Им трапезу, заколов лучшего теленка из стада. Это заклание тельца как указание на Таинство Евхаристии изображается на многих иконах. К варианту с центральным выделенным Ангелом относится большинство дошедших до нас византийских и русских изображений. Отдельную группу представляли иконы, где Ангелы сидели вровень друг с другом, что указывало на их равночестность (так называемая равноголовая композиция). Это историческая иконография, которая является буквальным воплощением библейского текста.
В «Троице» Рублева указание на домостроительство Божие не оставляется, на иконе изображаются некоторые детали обстановки, характерные для первых икон (жилище Авраама, дуб, гора), но здесь уже предметом созерцания является Святая Троица Сама в Себе, а обстановочные изображения – это в большей степени символы (гора – символ Горнего мира и т. п.). Оставлены посохи Ангелов – деталь «исторической» иконографии Троицы: Ангелы – путники, пришедшие к Аврааму и Сарре в Мамврийской дубраве. Здесь же, в Рублевской «Троице» посохи (жезлы) – символ божественного достоинства. И литургический аспект показан здесь с необычайной силой: средний Ангел благословляет Чашу на престоле, в которой покоится голова тельца. В своем творении святой Андрей переработал тысячелетний опыт иконографической традиции, благодаря чему она шагнула от явления трех мужей Аврааму к созерцанию Ангелов «Великого Совета».
И светские исследователи, и богословы обращали внимание на соотношение Ипостасей. Ипостаси Святой Троицы следуют в том порядке, в каком они исповеданы в Символе веры. Первый Ангел благословляет Третьего: благословение – власть Бога Отца, ибо Дух Святой от Него исходит. Благословляющий жест Первого Ангела может быть отнесен к чаше с агнцем (благословение на жертву Своего Сына) и к Третьему Ангелу, что означает исхождение от Отца. Второй Ангел склоняет голову к Первому, ибо Сын послушно исполняет волю Бога Отца.
На всех иконах Пресвятой Троицы особым образом выделен центральный Ангел. И в иконе Андрея Рублева Второй Ангел имеет больше всего «знаков», указывающих на Его Ипостась: это – клав на плече, который всегда пишется на одеждах Иисуса Христа, а также характерное перекрестие на нимбе, которое совсем недавно удалось рассмотреть реставраторам.
Творчество преподобного Андрея Рублева свидетельствует о Троице и последних судьбах мира (Страшный Суд). Вся композиция вписана в круг – символ гармонии, совершенства, законченности, бесконечности. А в росписях Владимирского собора Господь – единственный Смысл стремления к безмолвию. Ангелы Троицы находятся в приснобытии, а домостроительство Божие совершено и завершено: чаяние Авраама совершилось, Бог воплотился, принес Себя в жертву, а в храмах совершается Божественная Евхаристия.