Найти тему
Московский пенсионер.

Барнаул, август 2016 (часть 3 - Храмы: Покровский кафедральный собор; Димитриевская церковь).

История появления первой Покровской церкви уходит в середину XIX века. Именно в это время на Алтай начинают переселяться многие жители европейских губерний России, страдавшие от малоземелья. Как правило, селились люди за Конюшенным переулком (сегодня - Красноармейский проспект), на западной окраине города, впоследствии названной Зайчанской слободой или просто Заячьей. Слобода быстро росла в сторону речки Пивоварки, а ближайший храм - святого Димитрия Ростовского - находился в центре города, на Демидовской площади, то есть на значительном расстоянии от Заячьей. В это время было принято решение о строительстве нового кирпичного Знаменского храма, а старую деревянную церковь во имя святых праведных Захария и Елизаветы было решено демонтировать и по ее плану построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе. Благословение на это благое дело дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 года.

Покровский собор, 1907 год.
Покровский собор, 1907 год.

В 1860 году приступили к строительству. При возведении нового храма стали использовать и хорошо сохранившиеся бревна разобранной к тому времени Знаменской церкви. Жители Зайчанской слободы считали за честь для себя принять участие в этом святом деле, поэтому Покровская церковь была построена в достаточно сжатые сроки: 4 августа 1863 года состоялось освящение храма. Покровская церковь находилась в беднейшей части Барнаула. Ее прихожанами были крестьяне, мещане, ремесленники и прочий мастеровой люд. Поэтому, учитывая невозможность содержания храма на их скудные пожертвования, Томская консистория, в которую входил тогда Алтай, приписала Покровскую церковь к собору Петра и Павла, который и должен был помогать Заячьей слободе содержать свой храм в благолепии.

-3

Однако территория Заячьей слободы стремительно увеличивалась, и уже к началу восьмидесятых годов XIX века Покровская церковь не могла вместить в своих стенах всех верующих. По своей инициативе прихожане стали собирать деньги на строительство нового, более вместительного храма. Собирали всем миром, но, несмотря на пожертвования барнаульского купечества, довольно долго: необходимая для строительства сумма была собрана только к 1898 году. 9 августа этого же года был заложен первый камень в фундамент будущего храма. В 1903 году строительство церкви было завершено, а освящение состоялось 29 сентября 1904 года.

-4

В годы революционного безвременья и богоборческого режима Покровская церковь в полной мере пережила те испытания, которые выпали на долю русского православного народа: безбожники обстреливали ее в дни страстной седмицы 1918 года, грабили в начале 1920-х годов. 10 апреля 1939 года церковь была закрыта. Покровский храм прекратил богослужения одним из последних на Алтае и не был разрушен как большинство храмов Барнаула. Многие его священники и прихожане были арестованы, расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря. Но в лихую военную годину храм был вновь открыт - в январе 1944 года началось его восстановление.

-5

Храм построен из красного неоштукатуренного кирпича в псевдорусском стиле, планировка классическая, крестообразная. Над средокрестием высится луковичный купол на круглой ротонде. Колокольня в западной части здания восстановлена в 1990 году. В Покровском соборе 4 престола: главный - Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Пантелеймона Целителя и нижний придел Серафима Саровского.

-6

Реставрация храма продолжалась до 1993 года. Под руководством алтайского художника Н. В. Шварева полностью восстановили уничтоженные росписи по сюжетам религиозных картин В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, И. Н. Крамского. Под сводами собора словно присутствуют изображенные на его стенах святые и великомученики.

Главный алтарь Покровского собора.
Главный алтарь Покровского собора.
-8
-9
-10

Чтобы пройти к Покровскому собору, я двигался по Красноармейскому проспекту, который представляет из себя довольно современную артерию города с новыми жилыми кварталами, а затем повернул на улицу Анатолия. Контраст меня удивил и одновременно порадовал. Создалось впечатление, что я попал из города в дачный посёлок. Улица Анатолия представляла собой типичный провинциальный уголок с частными домами по обе стороны и трамвайными путями посередине.

Улица Анатолия.
Улица Анатолия.

Но продолжим экскурс по храмам Барнаула. Димитриевская церковь была одной из первых каменных церквей в городе. Она была возведена в первой трети XIX века при здании, предназначавшемся для инвалидного дома, или горнозаводской богадельни. Инициатором построения в Барнауле этого учреждения с церковью был Пётр Кузьмич Фролов - талантливый организатор и администратор. В январе 1817 года он был назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов. Он много потрудился для упрочения горно-металлургического комплекса Алтая, принадлежавшего собственно государю императору. Помимо этого он положил начало писчебумажному производству и полиграфии в Западной Сибири. При нём в Барнауле появилась типография, была построена бумажная фабрика.

Пётр Кузьмич Фролов.
Пётр Кузьмич Фролов.

В 1820 году П.К. Фролов предоставил Кабинету Его Императорского Величества на утверждение положение об устройстве горнозаводской богадельни на 50 человек, который был утверждён 13 марта 1822 года. Сразу после этого он представил на утверждение и положение об устройстве домовой церкви для богодельщиков. Руководил работами по возведению храма до августа 1829 года Лаврентий Иванович Иванов, выпускник Академии художеств. Димитриевская церковь представляла собой равноконечный крест с восьмигранной центральной частью, её внутреннее пространство хорошо освещалось окнами. Пол в храме был сложен из шлифованных гранитных плит и красных и белых кирпичей, расположенных паркетом. Отопление церкви осуществлялось четырьмя печами. Колокольню сделали на стене здания богадельни, приближенной к церкви.

Здание Главного управления Алтайского округа, строившееся для горнозаводской богадельни, с церковью Димитрия Ростовского, 1912 год.
Здание Главного управления Алтайского округа, строившееся для горнозаводской богадельни, с церковью Димитрия Ростовского, 1912 год.

30 апреля 1831 года церковь во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца, была освящена. Строительство Димитриевской церкви, начатое архитектором Л.И. Ивановым, завершил Яков Николаевич Попов. С течением времени Димитриевская церковь, оставаясь домовой церковью для богодельщиков и воспитанников Барнаульского горного училища, стала главным храмом и для учащихся почти всех учебных заведений. В августе 1904 года была освящена часовня.

Часовня и вход в сад Димитриевской церкви с Пушкинской улицы, 1910-e годы.
Часовня и вход в сад Димитриевской церкви с Пушкинской улицы, 1910-e годы.

25 мая 1920 года попечительский совет Димитриевской церкви получил указание по постановлению Губревкома в трехдневный срок освободить помещение церкви. В здании было решено создать Центральный художественный музей. Музей был открыт, но просуществовал недолго. Все попытки в начале 1920-х годов сохранить Димитриевскую церковь как памятник архитектуры и истории не увенчались успехом, исчезли церковные ценности, иконы, картины. В 1926 году из-за нехватки помещений здание Димитриевской церкви приспособили под кинотеатр.

Кинотеатр Союзкино в помещении Димитриевской церкви, 1932-1936 годы.
Кинотеатр Союзкино в помещении Димитриевской церкви, 1932-1936 годы.

В годы Великой Отечественной войны Димитриевский храм подвергся новым переделкам - в нем разместился цирк. В ноябре 1948 года в связи с прекращением работы Госцирка в Барнауле, исполнительный комитет Барнаульского городского Совета депутатов принял решение о передаче помещения под Дом физической культуры для развития физкультурной и спортивной работы в городе. В здании бывшего Димитриевского храма был устроен спортзал, в нём расположилось спортивное общество "Спартак". Сад перед церковью был уничтожен. На его месте в 1954 году установили хоккейную коробку для игр барнаульской команды "Спартак".

Спортивная коробка на месте сада Димитриевской церкви, 1960-е годы.
Спортивная коробка на месте сада Димитриевской церкви, 1960-е годы.

В 1980-е годы в здании бывшей богадельни располагался Алтайский сельскохозяйственный институт (возможно один из его корпусов). Сам институт был создан в декабре 1943 года, когда Совет народных комиссаров СССР постановил: "Создать на базе Пушкинского сельскохозяйственного института Алтайский сельскохозяйственный институт по подготовке высококвалифицированных специалистов для МТС и совхозов Алтайского края".

Корпус института сельского хозяйства в бывшей богадельне возле Дмитриевской церкви, 1980-е годы.
Корпус института сельского хозяйства в бывшей богадельне возле Дмитриевской церкви, 1980-е годы.

23 апреля 1993 года вышло распоряжение Президента Российской Федерации "О передаче религиозным организациями культовых зданий и иного имущества религиозного назначения". В списке храмов по поэтапной передаче зданий Димитриевская церковь стояла девятой, в ней тогда располагалось общество инвалидов Центрального района. Дата передачи - 1995-2000 годы, с пометкой "Здание аварийное, требует ремонта и реставрации. Нужно государственное финансирование". Хотя по сути это были руины. Поэтому настоятелем Димитриевской церкви был назначен отец Николай Войтович, один из старейших и опытных в возрождении и строительстве храмов священник.

Возвращенный Православной Церкви храм Святителя Димитрия Ростовского в Барнауле, 1999 год.
Возвращенный Православной Церкви храм Святителя Димитрия Ростовского в Барнауле, 1999 год.

19 мая 2009 года Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, освятил купол и крест на восстанавливаемую церковь. Сразу после освящения крест был водружен на храм. Димитриевский храм постепенно восстанавливался, а в это время регулярно шли службы в приделе святителя Николая, который одним из первых был обустроен в пристройке церкви. Но работа по восстановлению храма предстояла колоссальная, требующая огромных средств. Поэтому по-настоящему реконструкция началась только с 2006 года, когда были выделены федеральные средства на его восстановление как памятника архитектуры. Храм непрерывно развивается, ещё много работы по возрождению здания храма и его внутренней отделке.

-19
-20
-21
Иконостас Димитриевского храма.
Иконостас Димитриевского храма.

Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.