Найти тему
Клуб Подвальчик

Изгоним Дьявола... а дальше?... История Средиземья глазами мага

Оглавление

Обычно, когда говорят о Средиземье Толкиена, вспоминают, что он был специалистом по англо-саксонской грамматике, знатоком скандинавской мифологии и ищут истоки созданных им образов и сюжетов в скандинавских и кельтских мифах. Но при этом обычно забывают, что Толкиен был ревностным католиком и если внимательно присмотреться к его творчеству, то становится ясно, что в его основе лежат библейские сюжеты! Особенно хорошо заметно это в "Сильмарилионе", который, конечно, не является калькой с Ветхого Завета, но полностью построен на библейских и околобиблейских сюжетах, а если присмотреться к "Властелину колец" то мы увидим там сюжетную схему, по которой обычно построены жития святых. Имеются, конечно, и заметные отступления, но об этом ниже. Разберём эти сюжеты подробнее. И, да, чтобы сразу убрать ненужные вопросы: Звирьмарилион я читал и другим рекомендую, потому как за стёбом и издевательством там скрыт очень серьёзный анализ всех проблем и сложностей толкиеновской модели Средиземья. А теперь, поехали:

Валар, которые пели бытие

Был Эру, Единый, кого в Арде называют Илуватар; и сперва создал он Айнур, Священных, что явились порождением его мысли, и пребывали они с ним прежде, чем создано было что-то ещё. И обратился он к ним, и задал музыкальные темы; и запели они перед ним, и возрадовался он...

Это конечно не Библейское:

Вначале сотворил Бог небо и землю...

Но только потому, что описание дано более развёрнутое. Толкиен рассказывает нам как Бог, единственный источник творческого начала, творил небо и землю. Для чего? Тут важно то, что Толкиен был не иудеем, для которого важен Бог, как таковой, а католиком, для него важно противостояние греха и благодати, Люцифера и Бога. Именно поэтому он столь подробно рассказывает о Валар и их музыке, ибо именно среди валар появляется тот самый Люцифер – источник Зла.

Добро, согласно христианской традиции – следование воле Бога, Зло – любое от неё отступление. Не будем останавливаться на сомнительной этической ценности такой концепции, посмотрим, как её обыгрывает Толкиен. Ведь если присмотреться, то и "Сильмарилион", и "Властелин колец" построены на одной и той же схеме решения конфликта: "Убей Дьявола и Зло пропадёт само!". К сожалению, эта концепция пропитала собой всю европейскую и американскую культуру и оказывает самое пагубное влияние на практическую политику. Они постоянно ищут того "Дьявола", которого надо уничтожить, чтобы наступило всеобщее счастье, назначая на эту роль то Каддафи, то Саддама Хусейна, то кого ещё. Та же модель тиражируется и в массовой культуре: в большинстве многочисленных американских фантастических боевиков (начиная со "Звёздных войн") есть некий источник Зла (Император, корабль-матка инопланетян, главный дракон и так далее), который можно уничтожить одним точечным ударом, после чего враг, сколь бы многочисленным он ни был, оказывается полностью разгромлен. В этом смысле современная массовая культура раз за разом тиражирует сюжетную схему "Властелина колец".

В легендариуме Толкиена роль такого врага выполняет Мелькор – вала (согласно грамматике эльфийских языков, вала – единственное число, валар – множественное), которого Эру наделил наибольшими талантами, наибольшими силами и самым острым умом. Мелькор впал в грех, ещё до того, как валар начали свою музыку. Что же такого страшного он совершил? Возжелал творить сам. Заимел собственное мнение. И попытался проявить его, когда валар играли свою (а на самом деле – предписанную Эру) музыку: Мелькор начал вплетать в неё собственную тему, за что в конечном итоге и получает порку от Эру. Опуская все перипетии, скажем, что этот сюжет вновь и вновь разворачивается по ходу истории Средиземья: Кто-то пытается отойти от планов Илуватара и в результате бывает наказан.

Таким образом в основе легендариума лежит очевидное противостояние: Бог (Илуватар) – Сатана (Мелькор). Это противостояние потом многократно тиражируется, хотя большей частью его светлой стороной выступает не сам Эру, а некий посредник: валары Валинора в начальные эпохи, Манве, когда против него восстал Феанор, Гендальф, противостоящий Саурону.

Первоначально валар бьются с Мелькором непосредственно, потом появляются посредники: эльфы, орки и люди. При этом многократно подчёркивается, что как Мелькор ни пытался творить, но единственное, что у него получалось – переделывать в худшую сторону сделанное Илуватаром. Те же орки – это искажённые эльфы.

И опять мы видим противостояние: Эру – творец и его творения – эльфы и гномы (последних хоть и создал Ауле, но с помощью и по воле Илуватара) против Мелькора и его орков, которые суть – искажённые эльфы. Особняком стоят люди, по Библии вкусившие с Древа познания добра и зла, а согласно легендариуму Толкиена изначально получившие свободу выбора.

Бунт Феанора

Второй раунд противостояния вовлекает уже не только и не столько валар, сколько созданные Эру народы Средиземья. Надо заметить, что Толкиен проработал свой легендариум очень тщательно и очень многое не попало в опубликованные книги. Чего стоит только тот факт, что он разработал языки для многих народов Средиземья! Так, для эльфов он разработал целых два языка – квенья и синдарин, причём разработал очень тщательно. Для обоих языков имеются алфавиты (да не по одному!), словарный запас их обширен, грамматика описана очень чётко. Насколько мне известно, их даже пытаются использовать для магической работы. Кстати, в Европе издревле были известны эльфийские руны, используемые в магической практике и Вы можете изучить их на одном из наших курсов. Своя письменность есть и у гномов, на основе старшего футарка, хотя их язык и не так проработан, как языки эльфов.

Так вот, возвращаясь к нашей теме: второй раунд противостояния начинается после того как эльфы переселились в Валинор. Пленённый там же Мелькор втирается к ним в доверие, выступает в роли учителя и действительно учит всяческим искусствам, но прежде всего – своеволию. Именно поэтому Феанор отказался отдать валар силмарилы, когда камни потребовались, чтобы возродить дерева света.

И вообще, история Феанора повторяет историю грехопадения: акт своеволия, наказанием за которое является изгнание из рая. И хотя Феанор покидает Валинор вроде бы добровольно, но по сути он сам налагает на себя наказание. Ну и "в поте лица твоего будешь есть хлеб" прилагается: Средиземье становится для эльфов землёй наказания, где они постоянно воевали друг с другом, с Мелькором, с гномами, с людьми и в конце концов потерпели окончательное поражение от Мелькора. Спасены же они были только в результате прямого вмешательства валар (Война гнева).

И тут мы снова видим тот же мотив – против официально объявленного добра восстаёт самый умный, смелый и сильный. Тут возникает естественный вопрос: что же это за "добро" такое, против которого умные и сильные обязательно восстают? Но это уже за рамками данной статьи, просто заметим, что этот рефрен повторяется в каждом раунде противостояния.

Властелин колец или скорбный путь св. хоббита

Если строго следовать библейскому канону, то после Войны Гнева история Средиземья должна закончиться: Враг, являющийся источником Зла, изгнан во Тьму Внешнюю и доступа в Средиземье больше не имеет. Но Толкиен демонстрирует нам ещё 2 раунда противостояния: падение Нуменора (откровенно списанное с платоновской Атлантиды) и история кольца всевластья. И это полностью рушит всю систему, которая предполагает, что исключение источника Зла – Люцифера – устранит и само Зло, полностью и окончательно. И тем не менее, у Мелькора нашёлся последователь – Саурон, бывший в своё время главным помощником Мелькора, самый могущественный из майяр (духи, рангом ниже валар, но могущественнее эльфов и людей).

И опять тот самый библейский рефрен: против официально объявленного добра восстаёт самый умный и сильный. Но "Властелин колец" принципиально отличается от других частей саги о Средиземье: если в предыдущих частях Зло сокрушают валар, а то и сам Эру (как в истории падения Нуменора), то здесь роль сокрушителя Зла отведена мелкому и слабому, который побеждает благодаря своей слабости. Это роднит "Властелина колец" с христианскими житиями святых, однако есть между ними и концептуальные различия. Но это уже тема для отдельной статьи. Продолжение следует.