Найти в Дзене
Ada Knight

"Слово" Владимира Набокова, анализ рассказа. Ангелы и люди, небесная красота и ее отражение в валуне, поросшем малиной

"Крылья, крылья, крылья! Как передам изгибы их и оттенки? Все они были мощные и мягкие - рыжие, багряные, густо-синие, бархатно-черные с огненной пылью на круглых концах изогнутых перьев. Стремительно стояли эти крутые тучи над светящимися плечами ангелов; иной из них, в каком-то дивном порыве, будто не в силах сдержать блаженства, внезапно, на одно мгновенье, распахивал свою крылатую красоту, и это было как всплеск солнца, как сверканье миллионов глаз." Всем привет! Рассказы Владимира Набокова потрясают мастерством слова писателя, он не просто владел языком, но и создавал удивительные картины внутренних миров людей и райских садов из сновидений. "Слово" - это один из моих самых любимых рассказов писателя. Набоков оставил финал открытым, давая возможность каждому найти собственное слово для осознания перемен, произошедших в главном герое и изменений, случающихся с каждым из нас после пережитого духовного опыта. О чем произведение? В основе рассказа нет активных действий и событий, мы п
Картина Джорджа Хилльярда Суинстеда "The Angel’s Message" 1905 года
Картина Джорджа Хилльярда Суинстеда "The Angel’s Message" 1905 года
"Крылья, крылья, крылья! Как передам изгибы их и оттенки? Все они были мощные и мягкие - рыжие, багряные, густо-синие, бархатно-черные с огненной пылью на круглых концах изогнутых перьев. Стремительно стояли эти крутые тучи над светящимися плечами ангелов; иной из них, в каком-то дивном порыве, будто не в силах сдержать блаженства, внезапно, на одно мгновенье, распахивал свою крылатую красоту, и это было как всплеск солнца, как сверканье миллионов глаз."

Всем привет!

Рассказы Владимира Набокова потрясают мастерством слова писателя, он не просто владел языком, но и создавал удивительные картины внутренних миров людей и райских садов из сновидений.

"Слово" - это один из моих самых любимых рассказов писателя. Набоков оставил финал открытым, давая возможность каждому найти собственное слово для осознания перемен, произошедших в главном герое и изменений, случающихся с каждым из нас после пережитого духовного опыта.

О чем произведение?

В основе рассказа нет активных действий и событий, мы погружаемся в сон героя и его откровения. Рассказчик во сне попал в Рай и увидел ангелов, посредников между людьми и Богом, но о самом Боге не было и речи, лишь общая атмосфера говорила о божественном присутствии.

"Унесенный из дольней ночи вдохновенным ветром сновиденья, я стоял на краю дороги, под чистым небом, сплошь золотым, в необычайной горной стране. Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал, и ослепительные пропасти, и зеркальное сверканье многих озер, лежащих где-то внизу, за мною. Душа была схвачена ощущеньем божественной разноцветности, воли и вышины: я знал, что я в раю."

Героя тревожила судьба его родины наяву, и во сне его тоже не покидали мучения за любимое душой место.

"Но в моей земной душе острым пламенем стояла единая земная мысль - и как ревниво, как сурово охранял я се от дыханья исполинской красоты, окружившей меня... Эта мысль, это голое пламя страданья, была мысль о земной моей родине: босой и нищий, на краю горной дороги я ждал небожителей, милосердных и лучезарных, и ветер, как предчувствие чуда, играл в моих волосах, хрустальным гулом наполнял ущелья, волновал сказочные шелка деревьев, цветущих между скал, вдоль дороги; вверх по стволам взлизывали длинные травы, словно языки огня; крупные цветы плавно срывались с блестящих ветвей и, как летучие чаши, до краев налитые солнцем, скользили по воздуху, раздувая прозрачные, выпуклые лепестки; запах их, сырой и сладкий, напоминал мне все лучшее, что изведал я в жизни."

Мужчина попытался заговорить с небожителями, обратиться к ним с мольбой и поведать о том, что где-то далеко от садов Эдема есть прекрасная страна, умирающая и нуждающаяся в божественном вмешательстве.

"Толпы их проходили, взирая ввысь. Я видел: очи их - ликующие бездны, в их очах - замиранье полета. Шли они плавной поступью, осыпаемые цветами. Цветы проливали на лету свой влажный блеск: играли, крутясь и взвиваясь, яркие гладкие звери: блаженно звенели птицы, взмывая и опускаясь, а я, ослепленный, трясущийся нищий, стоял на краю дороги, и в моей нищей душе все та же лепетала мысль: взмолиться бы, взмолиться к ним, рассказать, ах, рассказать, что на прекраснейшей из Божьих звезд есть страна - моя страна, - умирающая в тяжких мороках. Я чувствовал, что, захвати я в горсть хоть один дрожащий отблеск, я принес бы в мою страну такую радость, что мгновенно озарились бы, закружились людские души под плеск и хруст воскресшей весны, под золотой гром проснувшихся храмов..."

Несчастный цеплялся за ноги ангелов, умоляя их выслушать его молитвы хотя бы тут, в райском месте, где нет места злым помыслам. Ангелы оказались слишком далеки и возвышенны над мирскими страданиями, чтобы остановиться и понять человека.

"Стой, выслушай меня",- кричал я, пытаясь обнять легкие ангельские ноги,- но их ступни - неощутимые, неудержимые - скользили через мои протянутые руки, и края широких крыл, вея мимо, только опаляли мне губы."

Рассказчик уже почти отчаялся, но тут его заметило одно из небесных существ, в глазах его была человеческая улыбка.

"И тогда случилось чудо: отстал один из последних ангелов, и обернулся, и тихо приблизился ко мне. Я увидел его глубокие, пристальные, алмазные очи под стремительными дугами бровей. На ребрах раскинутых крыл мерцал как будто иней, а сами крылья были серые, неописуемого оттенка серого, и каждое перо оканчивалось серебристым серпом. Лик его, очерк чуть улыбающихся губи прямого, чистого лба напоминал мне черты, виденные на земле. Казалось, слились в единый чудесный лик изгибы, лучи и прелесть всех любимых мною лиц - черты людей, давно ушедших от меня. Казалось, все те знакомые звуки, что отдельно касались слуха моего, ныне заключены в единый совершенный напев.
      Он подошел ко мне, он улыбался, я не мог смотреть на него. Но, взглянув на его ноги, я заметил сетку голубых жилок на ступне и одну бледную родинку - и по этим жилкам, и по этому пятнышку я понял, что он еще не совсем отвернулся от земли, что он может понять мою молитву."

Меня зацепило и тронуло, что именно по сеточке жил и родинке на ступне рассказчик увидел, что этот ангел еще не так далек от людского, он помнит и знает жизнь.

Герой осознал, что этим ангелом он будет понят, так что он принялся говорить и говорить. Он рассказал своему внимательному слушателю о самых разных мелочах, он хотел уловить и передать суть, но она все время выскальзывала и терялась среди маленьких деталей, составляющих его родину. Мужчина поделился воспоминаниями о ромашках, о сгоревшем доме и валуне, обросшем дикой малиной, о солнце и шмелях.

Красота земная будто противопоставляется небесной, но я вижу тут отражение, а не сравнение. Одной не будет без другой!

Он терялся и переживал, что не будет передана главная частичка его страны, ее бьющееся среди разрухи сердце. Но, закончив историю, он взглянул на ангела и увидел уразумение в его бездонных глазах.

"Замолк я, поднял голову. Ангел с тихой внимательной улыбкой неподвижно смотрел на меня своими продолговатыми алмазными очами - и я почувствовал, что понимает он все...
      - Прости меня,- воскликнул я, робко целуя родинку на светлой ступне,- прости, что я только умею говорить о мимолетном, о малом. Но ты ведь понимаешь... Милосердный, серый ангел, ответь же мне, помоги, скажи мне, что спасет мою страну?"

Картина его детства стала реальностью, ведь именно из деталей и состоит жизнь. Нельзя передать любовь общими терминами и масштабом, нюансы
образуют век.

Нельзя не испытать сочувствия, читая о горе человека, тоскующего по родному месту, читатели и сами будто внимают мольбе героя, настолько его переживания передаются через рассказ ангелу. Его любовь и желание вернуться в былое время словно обретают осязаемую форму, становятся близки.

Ангел дал столь желанное утешение герою: божественное создание обняло мужчину и произнесло лишь одно слово. В его голосе были голоса всех любимых людей рассказчика, все канувшие в Лету дорогие люди заговорили вместе с ним.

Слово наполнило мужчину и перевернуло все сознание, подарив покой и умиротворение.

"И на мгновенье обняв плечи мои голубиными своими крылами, ангел молвил единственное слово, и в голосе его я узнал все любимые, все смолкнувшие голоса. Слово, сказанное им, было так прекрасно, что я со вздохом закрыл глаза и еще ниже опустил голову. Пролилось оно благовоньем и звоном по всем жилам моим, солнцем встало в мозгу, и бесчетные ущелья моего сознания подхватили, повторили райский сияющий звук. Я наполнился им; тонким узлом билось оно в виску, влагой дрожало на ресницах, сладким холодом веяло сквозь волосы, божественным жаром обдавало сердце."

Какое слово сказал ангел страдающему человеку? Я думаю, что каждый отыщет его в глубине собственной души, стоит только туда заглянуть и задать вопрос.

В чем спасение?

Волшебный рассказ, мощный и пробивающий! На маленькой страничке текста словно прошуршали сотни ангельских крыльев, озаряя все вокруг светом из другого мира. Набоков передал переживания главного героя не через слезы и увещевания, но через робость и искреннюю просьбу о помощи. Трогательная сцена погружает в мысли о том, какое слово хотел бы услышать каждый из нас.

Поделитесь в комментариях своими впечатлениями о рассказе! Что вы думаете о произведениях Владимира Набокова, какое самое любимое/нелюбимое?

Спасибо вам за внимание🙂