Найти в Дзене

Глава первая. Отголоски древности (Венди Буонавентура. "Рождённая в танце"). Часть 2

Что же происходило с религиозными танцами, посвященными плодородию, по мере изменения цивилизаций и вытеснения, часто насильственного, древних вероисповеданий новыми? В настоящее время большинство людей на планете придерживаются религиозных взглядов, основанных на доминирующей роли мужчин, и живут в патриархальных обществах, где женщины лишены значительной части своей былой власти. Древние семиты были первыми, кто низверг с престола старые языческие вероисповедания, основанные на доминирующей роли женщин. В отличие от других народов Ближнего Востока, еврейские племена не разрешали женщинам в качестве жриц принимать участие в религиозных отправлениях. Однако подавление язычества а, как результат, изменение статуса женщин произошли не за один день. Трансформация почитания женщин, существовавшего в древности, в страх и недоверие заняла много времени. Существует несколько теорий о процессе таких изменений. Одна из них заключается в том, что когда мужчины начали понимать свою роль с воздани
"Танцовщицы Южного моря" 1770-е годы. Гравюра на медной пластине.
"Танцовщицы Южного моря" 1770-е годы. Гравюра на медной пластине.

Что же происходило с религиозными танцами, посвященными плодородию, по мере изменения цивилизаций и вытеснения, часто насильственного, древних вероисповеданий новыми? В настоящее время большинство людей на планете придерживаются религиозных взглядов, основанных на доминирующей роли мужчин, и живут в патриархальных обществах, где женщины лишены значительной части своей былой власти. Древние семиты были первыми, кто низверг с престола старые языческие вероисповедания, основанные на доминирующей роли женщин. В отличие от других народов Ближнего Востока, еврейские племена не разрешали женщинам в качестве жриц принимать участие в религиозных отправлениях. Однако подавление язычества а, как результат, изменение статуса женщин произошли не за один день. Трансформация почитания женщин, существовавшего в древности, в страх и недоверие заняла много времени.

Существует несколько теорий о процессе таких изменений. Одна из них заключается в том, что когда мужчины начали понимать свою роль с воздании жизни, они стали ошибочно полагать, что только они ответственны за весь процесс, а женщина – лишь сосуд, содержащий их создание. Так произошел переход от матриархата к патриархату; были изменены законы, определяющие права женщин, и мужчинам была предоставлена абсолютная власть над членами семьи. Подобным образом женщины потеряли свою свободу и право владеть имуществом и передавать его по наследству, а вместо этого сами превратились в предмет владения сначала отцом, а затем мужем. Новые законы, созданные для ограничения женской свободы, были довольны жестоки. Они существуют и по сей день. Древнееврейский обычай приговаривать женщину к смерти, если она не сохранит свое целомудрие до свадьбы, до сих пор распространен в некоторых областях Средиземноморья и арабского мира.

В течение столетий образ Богини постепенно подавлялся (соответственно подавлялась и власть женщин), но все это время женщины продолжали тайно поклоняться своим древним божествам, как описано в Ветхом Завете. Следы веры в Богиню до сих пор можно найти в религиях, распространенных по всему миру, например, таких как христианство, боготворящее Деву Марию, или ислам, где самый священный образ, Кааба, символизирует древнюю богиню Аравии.

На протяжении многих столетий женские божества постепенно трансформировались в мужские. Согласно В.Р. Смит даже в исторические времена богини древних семитов все еще находились в процессе превращения в богов. Хоть люди и нелегко расставались со старыми божествами, однако, одного религиозного осуждения было недостаточно для полного уничтожения вероисповеданий и ритуалов, созданных в течение веков.

Между четвертым и восьмым веками нашей эры на Ближнем Востоке стали преобладать христианство и ислам. До определенной степени этим религиям, основанным на доминирующей роли мужчин и заменившим язычество, сначала пришлось склониться перед могуществом предшествующих им вероисповеданий. Они присваивали определенные языческие ритуалы и адаптировали под собственные идеи, меняя их первоначальное значение. Например, христиане празднуют Пасху, в основе которой был весенний праздник плодородия в честь Эстре, саксонской Королевы Небес, а рождество – адаптация языческих сатуриалий. Датой рождения Христа стало считаться 25 декабря, что соответствовало празднику зимнего солнцестояния – рождения солнца. Этот ритуал рождения, который проводился в Египте и Сирии, происходит от древней персидской религии-митраизма-вероисповедания, когда то очень могущественного на Востоке и достойного соперника христианства.

Чтобы утвердиться и христианство и ислам были вынуждены уничтожить ритуалы, связанные с поклонениями Богине, поэтому предпринимались попытки искоренить женский танец, посвященный сексуальности и плодородию (предполагалось даже, что исламский запрет изображать живые существа исходит из стремления прекратить преклонение перед женскими идолами). Возможно, именно в связи с этим женские танцы редко упоминаются в Библии, в то время как мужские –очень часто.

Однако из редкий упоминаний о женском танце можно встретить в Новом Завете, в повествовании о Саломее. Опять же, это повествование - адаптированный для христианства языческий миф, бывший одним из величайших леймотивов танцев. История о Саломее основана на мифе о вавилонской богине любви и плодородия Иштар, который в аллегорической форме повествует о смерти и возрождении природы. Возлюбленный Иштар погибает, и его уносят в подземный мир, который также представляет собой плодоносное лоно земли. Иштар убита горем и, надев свою лучшую одежду, она уходит за ним, в надежде его вернуть. Чтобы попасть в самые сокровенные места подземного мира, ей приходится пройти через семь входов, каждый из которых состоит из семи ворот. Иштар приходится платить за каждый вход одним украшением и одним из своих покрывал. За время ее отсутствия, на земле не растет урожай, нет любви и радости. Только когда она возвращается с любимым, в природе все вновь расцветает после бесплодных зимних месяцев.

«Танец с покровами Иштар», также известный как «танец приветствия» или «Танец Шалом» (от еврейского приветствия шалом),был переиначен в Библии, а его значение искажено. В первоначальном мифе, Иштар возвращает жизнь, а в Библии Саломея забирает. Ее мать, Иродиада, использует Саломею для мести Иоанну Крестителю, объявившему недействительным ее брак с Иродом. Именно Иродиада просит Саломею станцевать для короля Ирода в честь его рождения, а когда царь предлагает Саломее в награду все, что она пожелает, хоть полкоролевства, Иродиада приказывает Саломее потребовать голову Иоанна Крестителя, которого Ирод заключил в тюрьму. Так эта история стала подтверждением христианской теории о разрушительной власти женщин, а не об благотворном женском волшебстве.

Все вновь появляющиеся вероисповедания рано или поздно начинают извращать и преувеличивать факты, в то время как изначальные религии быстро теряют заложенный в них смысл. Этот процесс подобен «испорченному телефону» - нашептыванию чего-либо кому-то на ухо, переданный таким образом от одного человека к другому рассказ через какое-то время полностью менял содержание.

В мифах процесс создания никогда не проходит без жертв. Почти в каждой «сельскохозяйственной» религии имеется элемент человеческого жертвоприношения, которое со временем стало лишь символом. Кульминацией ритуала человеческого жертвоприношения являлось разрезание тела на части и погребения его в полях, чтобы они стали богаче. Все, что оставалось, сжигали, а пепел развеивали над землей. Жертвоприношения в поклонении богиням включали добровольную кастрацию мужчин и погребение мужских органов. Со временем отправление этих ритуалов стало доходить до крайностей. На крупном весеннем празднестве, которое проводилось в храме сирийской богини Астарты в Гераполисе, священнослужители, поощряемые песнями и барабанной дробью, резали свое тело ножами; религиозный восторг сменялся эйфорией, а жрецы, завороженные музыкой и все возрастающим безумием толпы, одним движением мечами, предназначенными специально для этой цели, оскопляли себя.

Возможно, именно подобное проведение ритуалов, посвященных богиням, и привело к тому, что мужчины восстали против власти женщин в обществе. Какова бы ни была причина, темная сторона женской сексуальности всегда описывалась в древних легендах. В новых религиях Ближнего Востока, основанных на доминирующей роли мужчин, недоверие и страх перед женской сексуальностью принимали угрожающие размеры, и именно они повлияли на стремлении ограничить женскую свободу и искоренить все обряды, связанные с верой, посредством которой женщины обретали свое могущество. Степень этого недоверия и страха, и указание на то, насколько далеко ушло христианство от древнего представления о половом акте как священной обязанности, очень ясно переданы высказываниями Святого Павла, что только лишь прикасаясь к женщине, мужчина оскверняет себя, а обет безбрачия – то идеальное состояние, к которому должно стремиться человечество.

Разделение тела и духа – основное положение христианства. Практиковались посты, самобичевание и лишение себя земных благ для подавления потребностей тела и достижения состояния просветления. Если же все попытки подавления плоти не приводили к успеху, то человека подвергали кастрации. Так еще один обряд, связанный с поклонением богине, был сохранен начинающей доминировать религией, и получил новое обоснование.

Постепенно люди прекратили поклоняться богиням, равно как и совершать относящиеся к ним обряды. В тех местах, где обрядовый танец сохранился, он потерял свое религиозное и превратился в светское развлечение, а позже – в вид искусства. Со временем профессиональные исполнители создали различные формы этого танца, соответствующие особенностям тех областей, где он существует поныне, например, Африки или Полинезии.

В странах, расположенных вдоль северного побережья Африки и граничащих с южными восточными берегами Средиземного моря, а также в пустынях Ближнего Востока, обрядовый танец подвергся сильным изменениям. Здесь, в сегодняшнем арабо-исламском мире, он превратился в модное светское искусство, требующее высокого мастерства. Хоть у него сейчас и нет сознательной связи с древним танцем плодородия, от которого он происходит, могущественное влияние его предшественника все еще прослеживается.

Однажды вечером в Каире, остановившись в отеле, где огромные комнаты и резные колонны напоминали о былом великолепии, меня привлекали звуки музыки, раздававшейся снизу. Я прокралась по лестнице и заглянула в большой зал. Здесь праздновали свадьбу, и посреди зала выступала танцовщица. Один из гостей увидел, как я, прижавшись носом к стеклу, разглядываю происходящее, и, широко распахнув двери, с присущим египтянам гостеприимством, пригласил меня войти. Танцовщица выглядела уставшей и явно скучала, механически исполняя танец, при этом думая о чет-то своем. Вдруг она повернулась к своим музыкантам и пробормотала несколько слов; те ускорили ритм, и в конце ее танец завершился быстрым вращением под барабанную дробь. Затем подошел фотограф и отвел ее к жениху и невесте, которые сидели на возвышении в свадебных нарядах по западному образцу. Танцовщица встала между ними, они положили ладони на ее живот, все улыбнулись, и ритуал торжественно завершился щелчком фотоаппарата.

Введение книги Венди Буонавентуры "Рожденная в танце"

Глава первая. Отголоски древности. Часть 1.

Подборка где постепенно вы прочитаете главу за главой книги