Найти в Дзене
Natali_Sim

ДЖОН ГОЛСУОРСИ _ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ

//It was as if a swan had sung – Словно лебедь пропел свою песню (J.G.) /«How happy could I be either, were t’other dear charmer away» - Как счастлив мог бы я быть с любой, когда б не мешала другая!» Эта старая английская песня звучала в ушах Джона (и в душе) после встречи со своей первой любовью (и последней)// 14.08.1867 родился один из моих любимых писателей Джон Голсуорси (ДГ) – умер 31.01.1933. Голсуорси не просто мой любимый писатель. Он оказал на меня большое влияние, в некоторой степени определял мою жизнь. «Сага о Форсайтах» впервые прочитала лет в 13 в блестящих переводах (Р.Райт, А.Кривцова под ред. М. Лорие) и перечитываю всю жизнь. Потом мне повезло читать её in English. «СоФ» - монументальная семейная сага. Расцвет, процветание, загнивание и умирание состоятельной буржуазной семьи на фоне Викторианской эпохи. (правление королевы Виктории 1837- 1903). Это лучшее произведение ДГ и лучше всего о нем сказал сам писатель. Он назвал его «своим паспортом…к берегам вечности». Эт

//It was as if a swan had sung – Словно лебедь пропел свою песню (J.G.)

/«How happy could I be either, were t’other dear charmer away» - Как счастлив мог бы я быть с любой, когда б не мешала другая!» Эта старая английская песня звучала в ушах Джона (и в душе) после встречи со своей первой любовью (и последней)//

14.08.1867 родился один из моих любимых писателей Джон Голсуорси (ДГ) – умер 31.01.1933. Голсуорси не просто мой любимый писатель. Он оказал на меня большое влияние, в некоторой степени определял мою жизнь.

«Сага о Форсайтах» впервые прочитала лет в 13 в блестящих переводах (Р.Райт, А.Кривцова под ред. М. Лорие) и перечитываю всю жизнь. Потом мне повезло читать её in English.

«СоФ» - монументальная семейная сага. Расцвет, процветание, загнивание и умирание состоятельной буржуазной семьи на фоне Викторианской эпохи. (правление королевы Виктории 1837- 1903). Это лучшее произведение ДГ и лучше всего о нем сказал сам писатель. Он назвал его «своим паспортом…к берегам вечности». Это красиво и точно. Рассказывая о семье Форсайтов (с 1886 до первых десятилетий XX в.), ДГ дает представление о типичных чертах буржуазии этого времени – форсайтах, форсайтизме. Главное для них cобственность и здравый смысл (sane sense). Всё имеет свою цену, всё можно купить. И красоту тоже можно купить – без вопросов. А вот, оказывается, нет. Не всё продается и покупается. Богатому человеку обидно, не правда ли?

Именно из этой книги я узнавала важные вещи про семью, любовь и страсть, ревность, преданность, переживание того, что, казалось бы, невозможно пережить. Волшебная книга. Естественно, перечитываю каждый раз по-новому.

Несколько лет назад (2006) я задала вопрос одному писателю, которого считала знатоком в этой теме:

«СоФ вселяет в меня грусть. Книга говорит о неизменности человеческой природы. Моя любимая героиня — Флёр Форсайт, умная, решительная, проницательная и очаровательная. Всё моё сочувствие на стороне собственника Сомса. Это человек необыкновенной страстности, запертой на замок. Он умеет любить. Выше всех по человеческим качествам ставлю Майкла Монта. Меня раздражает Ирэн, якобы олицетворяющая неуловимую красоту. Я не испытываю особой симпатии к людям, которые ей дороги: к Босини, к Джолиону, к Джону. Я понимаю их страдания и даже сочувствую им, но моя любовь на другой стороне, хотя насчёт собственности я согласна. Приобрести в собственность красоту и запереть её в клетку – это нечто. Со мной что-то не так? Или у меня сдвинуты представления о добре и зле и сильны собственнические инстинкты?»

Добрый, хороший Писатель меня утешил. С вами всё так, - сказал Писатель. Он назвал Голсуорси писателем нормы, который показал нормального человека с естественными чувствами и желаниями. Показал, что природные инстинкты – это часто не плохо, а нормально, и чувство собственности – это не порок. По мнению этого писателя, симпатичный мне Сомс – самый живой человек в романе, страдающий и любящий. Раньше критика рассматривала его только как злодея, собственника и пр. По аналогии с толстовским Карениным, к которому у меня никогда не было сочувствия. Потом разглядели наконец, что Сомс - это страстный человек, страдающий от отсутствия любви.

В «Форсайтах» показаны судьбы буржуазной семьи, их драмы и трагедии. На самом деле любовь и страсть определяли их жизнь, хотя они превозносили собственность превыше всего, считали, что всё можно купить и удержать при себе. Нет, жизнь расплатилась с ними, показав им красоту, которую нельзя присвоить за деньги. Дав им любовь, которую купить нельзя. Они терпят крах в своем собственничестве. Но тот из них, кто познает любовь, становится человеком.

А в третьей книге показана аристократическая семья, обедневшая, но сохранившая в себе все самые высокие человеческие чувства – любовь, привязанность, благородство, человечность, преданность и верность. А проблема здесь поставлена острая. Поэт Уилфрид Дезерт попадает в плен к фанатикам арабам. И он принимает ислам под угрозой смерти. Он атеист и не верит ни в какого бога, и он совсем не трус. Он был героем на войне. Он боевой летчик, храбрый, честный, благородный человек, не способный на подлость и измену. И он не желает жертвовать жизнью ради предрассудков. От него отвернулось общество, он становится изгоем. Семья невесты Динни, понимает нелепость этой жертвы, но примириться с этим не может. Ведь это старая, добрая Англия, которая держится на традициях, устоях и принципах. Тут даже не встаёт исконный русский вопрос: что делать? Даже не обсуждается – это предательство, трусость отрекаться от веры отцов, хотя у тебя никакой веры нет.