Фонд «Новые имена» — это межрегиональная благотворительная организация, занимающаяся поиском, отбором и поддержкой молодых музыкантов и художников, представляющих разные страны, культуры, исполнительские школы.
Фонд был создан в 1992 году, его автором и создателем является Иветта Николаевна Воронова – заслуженный работник культуры Российской Федерации и лауреат Премии города Москвы.
Благодаря деятельности Фонда поддержку получили более 20000 юных российских талантов, среди них более 5000 стали стипендиатами Фонда. Фондом проведено более 4000 концертов в более 100 городах России.
Фонд проводит мастер-классы известных профессоров и педагогов в России, странах СНГ и Балтии, организует творческие школы, в одной из которых нам и удалось побывать, а именно – в Летней творческой школе «Новые имена» в г. Суздале.
Действующий вице-президент Фонда Александр Арутюнович Петросян поделился с нами историей создания Фонда, его идейных концепциях, рассказал о текущих творческих проектах и планах на ближайшее будущее.
О создании Фонда «Новые имена».
Александр Петросян: Основательница Фонда «Новые имена» – Иветта Николаевна Воронова – великая женщина, которую многие наши известные музыканты просто обожают, потому что именно она дала им путёвку в жизнь. Изначально, она была управляющим московского «Интуриста», а потом, в конце 80-х, перешла в Российский фонд культуры, где начала заниматься благотворительными проектами.
Иветта Николаевна рассказывала, как она спускалась в метро и видела играющих и поющих там молодых музыкантов – студентов консерватории, которые вынуждены были зарабатывать на жизнь таким образом. Это был 89-й год, очень непростое время. Вот так у неё и появилась идея, что талантливых музыкантов надо поддержать, и она стала думать, каким образом это сделать.
Как раз в тот момент она организовывала концерт великого Вана Клиберна в Москве – первого победителя конкурса Чайковского. Концерт проходил в зале Чайковского. Полный зал. В первом ряду сидел Михаил Сергеевич Горбачёв и вся верхушка нашего правительства. Концерт был прекрасный, его встречали овациями, а когда он кончился, Ван Клиберн взял микрофон и сказал следующее: «Спасибо вам большое! Я так давно мечтал приехать в Москву, которая меня прославила, благодаря конкурсу Чайковского, но знаете, я сейчас думаю совсем о другом. Вчера вот эта женщина (Иветта Николаевна) поделилась со мной такой потрясающей идеей, что я всю ночь не мог уснуть. Я хочу оказать свою помощь в этом деле». Затем он достал из кармана пачку денег – 10 тыс. долларов – и протянул её Иветте Николаевне. Она потом рассказывала, что за эти несколько секунд у неё перед глазами вся жизнь промелькнула. Зал замер. Она не понимала, что делать. И тут вдруг поднимается Горбачёв и начинает аплодировать. За ним подхватывают все остальные. Она поняла, что можно эту пачку брать. Вот таким был первый взнос в «Новые имена», с которого началась поддержка этой программы. В дальнейшем она стала структурным подразделением Российского фонда культуры.
Вслед за этим последовало очень бурное развитие Фонда – поездки, концерты, творческие мероприятия. «Новые имена» стали визитной карточкой Новой России. Так и говорили, что «Новые имена» – это посол мира, потому что ему были открыты все двери: концерты у Папы Римского, в ЮНЕСКО, ООН. И кстати, первая нога российского человека в штаб-квартире НАТО, это была нога «Новых имён». Многие президенты разных стран считали честью принять у себя «Новые имена». А послы этих государств были вообще нам как лучшие друзья. А дальше пошло-поехало. И так уже почти 35 лет.
Иветта Николаевна была основателем, идейным вдохновителем Фонда и долгое время его возглавляла. Она обладала просто невероятной харизмой. Она добивалась небывалых вещей, и перед ней открывались все двери. Для меня был важен один её принцип – она не признавала слово «невозможно». Иветта Николаевна часто говорила: для «Новых имён» слово «невозможно» нет. И эту свою уверенность она передавала всем нам. И мы впрямь добивались того, что, казалось, невозможно было достичь. И тем самым вырастали в собственных глазах. Для меня это урок на всю жизнь.
О том, кто возглавляет Фонд сегодня.
Александр Петросян: В 2008 году Иветта Николаевна передала бразды правления одному из наших первых стипендиатов – Денису Мацуеву, которого она сама же практически нашла и привела в Москву из Иркутска. После этого она ещё лет пять руководила Фондом, и у неё было почётное звание Первого Президента Фонда. Сейчас пост Президента занимает Денис Мацуев, он оказывает огромную поддержку одарённым детям и не только в рамках Фонда, помогает сам от себя, за свои личные деньги. У него очень разносторонняя помощь. Тех ребят, которые с ним были, он помнит, приглашает их на свои фестивали, задействует в своих мероприятиях. Он сохранил это понятие «семья», которое заложила Иветта Николаевна, и распространяет его на все свои проекты. Это очень важно. Мы все ему за это очень благодарны.
О стипендиатах Фонда.
Александр Петросян: В этом году произошло совершенно невероятное событие. Никогда ещё такое количество наших стипендиатов не брало столько призовых мест на конкурсах. И самое главное, у нас есть два победителя в двух номинациях на конкурсе Чайковского. Причём один совсем юный и, возможно, один из самых юных за всю историю конкурса Чайковского. Это Семён Саломатников, трубач. В таком возрасте стать победителем – это что-то невероятное, это ведь взрослый конкурс. Сергей Давыдченко чуть постарше, ему семнадцать, а Семёну, кажется, ещё и шестнадцати нет. Это два замечательных музыканта. Они стипендиаты разных лет. Для нас это серьёзный прорыв. И ещё, в этом году, из 9-ти лауреатов конкурса «Щелкунчика», 5 – стипендиаты «Новых имён».
Об оттоке талантов из регионов.
Александр Петросян: Сейчас, в принципе, во всех странах так складывается, что все самые талантливые и энергичные стараются приехать в столицу. Музыканты. Художники. Все они рвутся в Москву. Понятно почему так происходит – тут и педагоги вроде лучше, и карьера вроде как должна быстрее и легче складываться. Но страна-то у нас огромная! Регионов у нас много. И правильно говорят: «Россия богата своими регионами». Таким образом, происходит вымывание талантливых людей из регионов. И собирается их совершенно ненужная сверхконцентрация в одном месте. И здесь они себя часто не могут найти. Так и хочется сказать: вернись в свой регион, там таких, как ты, не хватает. Отъезд каждого талантливого человека серьёзного влияет, потому что талантливые люди – это элита (в хорошем смысле) – та элита, которая должна вести за собой общество. Она является примером для детей и молодёжи. Ты нужен своему региону. Ты там родился, тебе там дали первое образование, Тебе там помогали: музыкальные школы, педагоги и т.д. Почему бы тебе не вернуться и не помочь в ответ?
Мы так и говорим нашим детям: если есть возможность, возвращайтесь в свой регион, помогайте и давайте пример новому поколению. Но это непростая тема. Потому что в регионах должны быть такие условия, чтобы молодым было интересно возвращаться туда и там работать.
О жизни учеников Летней творческой школы.
Александр Петросян: У всех ребят здесь есть чёткое расписание и определённый распорядок дня. Утром они встают, завтракают. После завтрака вплоть до обеда идут мастер-классы. Причём по всем специальностям, а их у нас более 15-ти. Каждый педагог должен дать 5 часов мастер-класса каждому ребёнку. Мы вывели эту формулу путём экспертного мнения наших преподавателей, ещё в 96-м году. После этого вся суздальская модель работы исходила именно из этого. Многие преподаватели сошлись на том, что 5 часов – это тот минимум, который необходим ребёнку для того, чтобы был виден результат.
Несмотря на такую нагрузку, ребята всё успевают. У нас также проходят активности, не связанные с музыкой. Дети здесь живут очень насыщенной жизнью, но им так интересно, что они совершенно не замечают времени. Это особые дети, хотя, впрочем, такие же, абсолютно нормальные, как и все. Они также играют в футбол, в теннис и другие подвижные игры. Но интеллект у них немножко другой и в целом немного другое восприятие мира. И здесь они в кругу себе подобных. И это даёт некий синергетический эффект.
О перспективах развития Фонда.
Александр Петросян: У нас есть цель – помогать нашим стипендиатам в их дальнейшей карьере. Потому что самый тяжёлый период – это переход от музыкальной школы в высшее учебное заведение. Мы теряем здесь огромное количество талантов. Поэтому мы задумываемся о том, как помочь нашим ребятам сделать первые шаги во взрослой студенческой жизни. У нас есть несколько идей и концепций на этот счёт. Кое-что из этого мы уже даже делаем. Мы привлекаем студентов в наши концерты и работу Фонда. У нас в хорошем смысле семейственность. Стипендиаты возвращаются к нам уже в качестве педагогов и экспертов, дают свои мастер-классы, работают как организаторы. У нашего Фонда богатая история. Результат – это мерило всего. Наш результат – это, во-первых, наш президент Денис Мацуев, а во-вторых, многие наши ребята, которые стали выдающимися музыкантами. Поэтому нет надобности подробно рассказывать о том, чем мы занимаемся – результат говорит сам за себя. И это повторяется из поколения в поколение. Фонд – это, конечно, не только Летняя школа. Это огромное количество концертов, мастер-классов, стипендий и всевозможных мероприятий, которые мы организуем. Это колоссальная работа.
О том, что такое талант.
Александр Петросян: Скажу своё мнение как не музыкант. Вот когда я сижу в зале – играет музыка – и у меня начинают мурашки бежать по телу. В этот момент я понимаю, что играет талантливый человек – неважно, ребёнок это или уже взрослый артист. Ты вместе с исполнителем переживаешь минуты счастья: когда он хочет тебе что-то передать, а ты это в себя вбираешь.
В этом деле очень многое зависит именно от восприятия публики. Ведь талант, сам по себе, мало что значит. Для кого он? Если только для самого себя – то и живи тогда один со своим талантом. Талант должен служить людям. И если люди откликаются на этот талант, то значит, он задел какие-то струны у них в душе.
Беседа с А.А. Петросяном проходила в рамках посещения группы Проекта "Стихия таланта. Первые шаги" Летней творческой школы Фонда "Новые имена" в Суздале.
Культурно-просветительский Проект "Стихия таланта. Первые шаги" реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры #Стихияталанта #НовыеИмена