Найти тему
Анна Сокольская

СВЯТОЙ ХРИСТОФОР-ПСОГЛАВЕЦ

После радиопередачи 30 октября очень многие просили рассказать об иконе святого Христофора-Псоглавца.

Рассказываю. Но сначала несколько фотографий.

( Киевская псалтирь, 1397 год)
( Киевская псалтирь, 1397 год)
( Ярославль. Церковь Николы Мокрого. 1673 год)
( Ярославль. Церковь Николы Мокрого. 1673 год)
( Святой Христофор и ярославские чудотворцы. XVIII век)
( Святой Христофор и ярославские чудотворцы. XVIII век)
( Св. Фрол, Лавр и Христофор, Пермь, 1888 год)
( Св. Фрол, Лавр и Христофор, Пермь, 1888 год)

Все, наверное, обратили внимание на своебразный облик святого.
Согласно преданию св. Христофор был киноцефалом или псоглавцем, жил где-то на границе тогдашнего Египта, уверовал во Христа, проповедовал, принял мученическую смерть.

( ( Византийская рукопись. XI-XII век)
( ( Византийская рукопись. XI-XII век)

Эразм Роттердамский когда-то очень смеялся над этой легендой и даже упоминал о ней в "Похвале глупости". Однако современные медиевисты смотрят на это по-другому.
   Для греко-римской культуры было нормально наделять "варваров" звериными частями тела, часто это была метафора, которая обозначала их "отдельность" от цивилизации.
   В Средние века, которые с гораздо большим основанием можно назвать "детством человечества" по сравнению с изощренной Античностью, это описание могло быть понято и буквально.
   Да и вообще средневековые люди видели и описывали мир несколько иначе. Давайте представим ( точнее, скомпилируем из известных источников), как средневековый человек описал бы слона.
   "Зверь сей огромен, но мыши малой боится. А спереди у него два клыка и нос до земли свисает. Когда же он человека видит, то носом его хватает и на спину сажает..." Получилось  удивительное существо,  а посмотришь глазами - слон как слон.
   Например, Адам Бременский, вполне серьезный и уважаемый хронист, так описал жителей Балтийского побережья, что лучше на ночь не читать. Пепельноволосые кашубы превратились у него в "воинов, которые рождаются седыми..."  
   Во всяком случае в  VIII веке  монах  Ратрамн Корбийский  подробно разъяснил своему сотоварищу, пресвитеру Римберту, вопрос о том, следует ли считать собакоголовых существ людьми.  Вопрос был непраздным. Римберт собирался в путешествие  и ему надо было выяснить, если он встретит киноцефала, то следует ли его непременно окрестить и наставить на путь истинной веры.

( Франция, XV  век)
( Франция, XV век)

Так вот Ратрамн назвал 5 признаков, по которым можно человека отделить от животного. Два главных - регулярный труд на земле и способность к стыду за свои поступки.
     Вернемся к нашему герою. Все раннее средневековье он почитался в собачьеголовом виде. Однако потом под влиянием "Золотой легенды" на Западе его нередко стали изображать в виде огромного лохматого великана. А уж после насмешек Эразма и прочих и вообще отказались от зооморфного изображения.  
    В православии же было по-другому. Св. Христофор в своем экзотическом облике очень полюбился и византийцам, и русским. К тому же возникла легенда, что собачью голову он получил по своей просьбе, чтобы избавится от настойчивых женских домогательств. Так он стал покровителем не только путешественников и мореплавателей, но и мужчин, стремящихся избавиться от навязчивых поклонниц.

( Ветка. Конец XVIII века)
( Ветка. Конец XVIII века)

В 1722 году российский  Синод решил запретить изображения песьеглавца, но Сенат его не поддержал. Видимо петровские сенаторы видели перед собой печальные последствия никоновской реформы. К тому же Христофор был популярен на русском Севере и в больших торговых городах, а ссориться с купечеством не хотелось никому. В результате было решено новых икон с псоглавцем не писать, а рисовать его красивым юношей, но и старые не переписывать и не отнимать.
   После этого решения Синода св. Христофор стал особенно любим старообрядцами. Наличие в доме  его иконы  с песьей или лошадиной головой стало "белой ленточкой" того времени.
   Посмотрите на фрагменты этих икон и церковных фресок. Видите. какой он все время нарядный. Кажется, что иконописец все время старается принарядить его и поставить в наиболее выгодном ракурсе, как родитель хочет особо нарядить и украсить не особо красивое свое дитя.  Наверное в этом и кроются истоки любви к этому малопонятному святому со странным житием. Как сказала мне одна старушка: " Когда ты красивый, да на коне, да во славе, тут отличиться-то нетрудно. А ты вот таким попробуй-ка ..."

( Русская икона. XVII  век. Ярославская область)
( Русская икона. XVII век. Ярославская область)

P.S. В Москве изображение святого Христофора-Псоглавца есть в Покровском соборе на Рогожском кладбище. Там все время много мужчин, которые, видимо, молятся о спасении от назойливых поклонниц. Эх, Самохвалов из "Служебного романа" не знал. Хотя ему б и не помогло. Он - партийный. Как говорят старообрядцы - "кадровый".