Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. В последнее время все интернет ресурсы, программы телевиденья и прочие средства массовой информации буквально переполнены проклятьями потоками грязи в адрес известных личностей покинувших Россию в последнее время. Причем нападкам подвергаются главным образом не те, кто действительно допускает враждебные выпады в адрес нашей страны, а те, кто просто решил сменить место жительство. Мне лично это напоминает истерию, которую устраивали во времена застоя вокруг любого более менее известного артиста или музыканта решившего сменить страну проживания, причем вполне законно. Но сегодня я хочу поговорить не о них, а о тех, кто в свое время не принял Октябрьскую революцию, отправился в эмиграцию, но добившись там успеха и признания, в конце концов, предпочел вернуться. И, между прочим, на Родине их приняли с распростертыми объятьями создав прекрасные условия для жизни и творчества, а не отправили в ГУЛАГ, как сегодня принято считать. Было это между прочим во времена товарища Сталина, которого сегодня выставляют самым кровавым тираном. Некоторые из этих знаменитых «возвращенцев» были после смерти похоронены на Новодевичьем кладбище, что в СССР считалось высшим признанием заслуг покойного перед государством. Впрочем, самый знаменитый и высокопоставленный эмигрант
Алексей Максимович Горький (1868 – 1936)
упокоился в главном советском пантеоне – Кремлевской стене
Впервые Горький покинул Россию в 1906 году. Как известно в 1904-м году, после раскола РСДРП, один из самых известных и высоко оплачиваемых писателей России примкнул к большевикам и оказывал денежную помощь их нелегальным газетам «Вперед» и «Пролетарий». В октябре 1905-го года Горький основал в Петербурге большую ежедневную социал-демократическую газету большевистского направления, под названием «Новая жизнь», в редакции которой лично познакомился с Лениным. Из за начавшихся преследований со стороны властей, эмигрировал сначала в США, а затем поселился в Италии на острове Капри.
Здесь он прожил со своей гражданской женой Марией Андреевой 7 лет и вернулся в Россию только в 1913 году, когда была объявлена политическая амнистия в связи с трехсотлетием дома Романовых.
16 октября 1921 года Горький повторно эмигрировал уже из советской России . Официально было объявлено, что он отправился на лечение по личному указанию Ленина. Однако в тогдашней прессе отъезд великого пролетарского писателя восприняли именно как эмиграцию из за несогласия с политикой проводимой советской властью
Впервые приехал в СССР, по личному приглашению Сталина в 1928 году. До 1932 года жил «на два дома», курсируя между Москвой и итальянскими курортами. Окончательное возвращение произошло в октябре 1932 года. В Москве в распоряжение Горького и его семьи был предоставлен бывший особняк Рябушинского на Малой Никитской улице.
Автором этого замечательного памятника архитектуры стал великий русский зодчий Федор Осипович Шехтель.
Скончался А.М. Горький 18 июня 1936 года. Как я уже писал выше урна с прахом великого пролетарского писателя, захоронена в Кремлевской стене. На Новодевичьем кладбище есть большое семейное захоронение Пешковых
Подробнее о похороненных здесь людях можно прочитать перейдя по ссылке
Толстой Алексей Николаевич (1883-1945)
Ещё один классик русской и советской литературы происходивший из знатнейшего рода графов Толстых. Его так и называли Красный граф.
Склонность к литературе у него была то, что называется на генетическом уровне. Мало того что из рода Толстых вышло несколько писателей ставших классиками русской литературы, но и матушка его Александра Леоньтьевна Толстая в девичестве носила фамилию Тургенева, которая в русской литературе не менее известна.
Писать начал, будучи студентом Петербургского технологического института. В 1907 году выпустил за свой счет поэтический сборник «Лирика». В 1908 году опубликовал рассказ «Старая башня». Так и не закончив обучение в институте, полностью переключился на литературную деятельность и вскоре стал одним из самых известных российских писателей.
Февральскую революцию принял восторженно, а вот Октябрьскую не принял категорически и эмигрировал с семьей в Париж, а затем в Берлин.
В 1923 году отправился в Россию в кратковременную поездку, но неожиданно встретил здесь весьма теплый прием и принял решение о возвращении.
Алексей Николаевич, был писателем огромного таланта и работоспособности. За 20 с небольшим лет после возвращения из эмиграции он написал огромное количество произведений в самых разных жарах, от детских сказок, до больших, эпических произведений таких, как «Хождение по мукам» и «Петр Первый», от небольших рассказов и повестей до научно-фантастических произведений «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина».
Правительство высоко оценило его заслуги. Он был лауреатом трёх Сталинских премий первой степени, кавалером нескольких высших советских орденов, возглавлял Союз писателей СССР, был академиком АН СССР. Проживал во флигеле Особняка С. П. Рябушинского по улице Спиридоновка, 2/6, строение 1.
С 1945 по 1992 годы улица Спиридоновка, носила название улица Алексея Толстого. Скончался Красный граф 23 февраля 1945 года. Похоронен на 2 участке Новодевичьего кладбища. На большом солидном надгробном памятнике, автор изображен в окружении героев своих произведений
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953)
Великий, всемирно известный русский и советский композитор.
Родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.
Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, как композитор начинал с фортепианных пьес и сонат, постепенно переходя на более крупные музыкальные формы.
В 1918 году Сергей Прокофьев покидает России и перебирается через океан в США.
Именно там, на сцене Чикагской городской оперы 30 декабря 1921 года состоялась премьера оперы «Любовь к трем апельсинам», принесшая маэстро мировую славу.
В дальнейшем он гастролировал по всему миру, в том числе и в Советском Союзе, пока в 1936 году не принял решения об окончательном возвращении.
Именно после этого он написал знаменитую симфоническую сказку «Петя и волк», а также оперу «Война и мир».
Музыка для фильмов Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный» не только вошла в сокровищницу мирового кинематографа, но и часто исполняется крупнейшими симфоническими оркестрами по всему миру.
В 1948 году его бывшая жена испанка Лина Кодина, которую он привез в СССР, из-за границы была арестована и находилась в лагерях до 1956 года. Сразу же после ареста жены началась травля композитора в прессе, за формализм и несоответствие его музыки требованиям социалистического реализма. Произведения маэстро перестали исполнять, он впал в депрессию, состояние здоровья начало резко ухудшаться.
Скончался Сергей Сергеевич Прокофьев 5 марта 1953 года, в один день с И.В. Сталиным. Именно это обстоятельство создало большие трудности при организации похорон великого маэстро. Поскольку он проживал в Проезде Художественного театра (ныне Камергерский переулок), в непосредственной близости от Колонного зала Дома союзов где шло прощание с И.В. Сталиным транспортировать гроб с телом Прокофьева к месту гражданской панихиды пришлось в ночное время по крышам, для чего была задействована целая бригада опытных альпинистов
Похоронен Сергей Сергеевич на 3-ем участке Новодевичьего кладбища.
Вертинский Александр Николаевич (1889-1957)
Поэт, композитор, исполнитель собственных песен, актер театра и кино. Был знаменит в России еще до революции. В 1920 году эмигрировал и гастролировал по всему миру. Неоднократно обращался к советским властям с просьбой разрешить возвращение. Во время Великой Отечественной войны некоторым эмигрантам, не запятнавшим себя антисоветской деятельностью, было разрешено вернуться. Попал в это число и Александр Николаевич. В 1943 году он приехал в Москву вместе с супругою, которая была моложе его на 34 года и трехмесячной дочерью Марианной. Вторая дочь Анастасия родилась уже в СССР. Вертинский сразу же начал выступать в составе фронтовых бригад, проехав чуть ли не по всем фронтам.
После войны много гастролировал по всему Советскому Союзу, снимался в кино.
Скончался в 1957 году и был похоронен на пятом участке Новодевичьего кладбища.
Через 56 лет рядом с ним упокоилась супруга актриса и художница
Вертинская Лидия Владимировна (1923-2013)
Она снялась всего в пяти фильмах, но роли, сыгранные в них, столь ярки, что её помнят и ею восхищаются, по сей день. Роли и фильмы: Птица-Феникс ("Садко", 1952); Герцогиня ("Дон Кихот", 1957); фрау Марта ("Киевлянка", 1958); Молодая колдунья ("Новые похождения кота в сапогах", 1958); Анидаг ("Королевство кривых зеркал", 1963).
Конёнков Сергей Тимофеевич (1874-1971)
Великий русский и советский скульптор, Академик АХ СССР Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской и Сталинской премии.
Стал знаменит еще до Октябрьской революции 1917 года.
Принял новую власть безоговорочно и активно учувствовал в осуществлении ленинского плана Монументальной пропаганды.
В конце 1923 года вместе со своей женой Маргаритой Ивановной Воронцовой уезжает сначала в Ригу, а затем в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако супруги вернулись в СССР только через 22 года, причем вернулись триумфально.
Дело в том что супруга Коненкова Маргарита Ивановна будучи дамой весьма обаятельной и светской была профессиональной разведчицей и в частности благодаря её знакомству и скажем так неформальным отношениям с Альбертом Эйнштейном и Робертом Оппенгеймером в американский атомный проект «Манхеттен» были внедрены советские агенты.
Сам Сергей Тимофеевич живя в США активно использовал личные связи для оказания помощи СССР со стороны США во время Второй Мировой войны. Лично вносил значительные материальные средства в фонд борьбы с нацизмом, состоял в личной переписке с И.В. Сталиным.
В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР.
Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств, стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя персональная прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет и скончался в 1971 году.
Похоронен на 8 участке Новодевичьего кладбища в Москве.
Надгробным памятником великому скульптору стала бронзовая отливка с знаменитого мраморного автопортрета хранящегося в Третьяковской галерее.
В 1980 году рядом с ним упокоилась супруга
Конёнкова Маргарита Ивановна (1895-1980)
Жена и муза скульптора и художника Сергея Конёнкова, сыгравшая большую роль в осуществлении советского ядерного проекта.
Вот что написал об этой женщине генерал Павел Судоплатов в своей книге «Разведка и Кремль»:
«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной (жена Василия Зарубина, резидента НКВД в США), сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова под руководством Лизы Зарубиной и сотрудника нашей резидентуры в Нью-Йорке Пастельняка (Лука) постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура...».
Иначе говоря, Маргарита была «агентом влияния» на ученых, занятых разработкой ядерного оружия в рамках проекта «Манхэттен».
Так что можно смело предположить, что триумфальное возвращение супругов Конёнковых в 1945 году в СССР било финалом успешно проведенной операции советской разведки.
Теперь супруги похоронены вместе на восьмом участке самого престижного кладбища в России.
Вот такие истории знаменитых «возвращенцев». Как вы думаете мои уважаемые читатели, может быть сегодня , стоит быть немного мудрее и не быть столь категоричными и непримиримыми по отношению к нашим уехавшим соотечественникам, а брать пример с наших предков которые умели прощать?