763 подписчика

Пришла пора! Вступление

939 прочитали
До итогового сочинения осталось несколько дней. Что делать, чтобы снять напряжение и приобрести уверенность перед экзаменом? Прочитайте цикл статей на моём канале, они вам помогут. Пришла пора писать!

До итогового сочинения осталось несколько дней. Что делать, чтобы снять напряжение и приобрести уверенность перед экзаменом? Прочитайте цикл статей на моём канале, они вам помогут.

Пришла пора писать!

Писать сочинения. Разумеется, сначала следует ознакомиться с требованиями по проверке. И ещё не плохо бы узнать, будет ли выбранный вами вуз учитывать результаты этой работы. Допустим, что нет, и поговорим о минимуме усилий, необходимых для успеха 6 декабря на экзамене. Но если вуз будет перепроверять сочинение, непременно ознакомьтесь с критериями проверки и отнеситесь к работе более сосредоточенно, т.к. сочинение должно в этом случае быть конкурентоспособным!

Самое главное, не забудьте, что объём сочинения должен превышать 250 слов. Это обязательное требование. В противном случае работа не будет зачтена. Второе требование - самостоятельность.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. (Цит. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ).

Инструкция для тренировки

Найдите относительно свободный день. Заведите таймер на 235 минут (3 часа 55 минут). Попросите кого-то дать вам 6 тем, примерно соответствующих трём направлениям, которые определены структурой банка тем итогового сочинения. Если вам не могут помочь, выберите их сами методом "тык", не раздумывая долго.

Отключите телефон. Приготовьте листы формата А4. Гелевую ручку для переписывания чистовика и удобную ручку для написания черновика. Сядьте за пустой стол, чтобы не было под рукой никаких "помощников". Можно положить рядом орфографический словарь, т.к. им разрешено пользоваться на экзамене. Выберите одну тему и приступайте!

До наступления экзамена вам необходимо не менее двух раз потренироваться, чтобы узнать ответы на следующие вопросы.

Сколько места на листе формата А4 занимает 255 - 260 слов? Это минимум. При подсчёте слов учитываем все части речи, включая предлоги, даже в одну букву, но не учитываем инициалы и цифровые обозначения в тексте. Почему слов 260? Во-первых, потому что 250 - это всего лишь минимум, во-вторых, при подсчёте слов очень легко ошибиться. И будет крайне обидно получить "незачёт" за сочинение, потому что вы просто обсчитались. В конце концов, не математику сдаём) Максимальное количество слов не установлено, рекомендуемое - 350.

Сколько времени понадобится, чтобы аккуратно и разборчиво переписать чёрной гелевой ручкой чистовик? Этот запас следует иметь в виду при работе на экзамене. Практически наброски сочинения, общая канва его должны быть готовы примерно за два часа. Далее время на редакцию и переписывание.

Вступление

Первое, на чём вы должны сосредоточиться, - ответ на вопрос выбранной вами темы. Рассмотрим на примере образца комплекта тем 2023/24 учебного года, как сформулировать ответ.

Обычно тема сочинения представляет собой вопрос. Например: Какую жизненную цель можно назвать благородной? Подумаем и наметим список конкретных жизненных целей. Допустим, служение Отчизне, защита слабых, улучшение качества жизни людей. Кстати, чем больше ответов на вопрос вы найдёте, тем лучше. Из ваших предположений можно построить вступление к сочинению.

Такие вопросы, как "Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?" множества ответов не предполагают. Самое большее количество вариантов ответа на вопросы типа "да или нет?" всего три: да, нет и иногда нет, иногда да. Тем не менее, не следует игнорировать даже такой простой ответ: он станет тезисом для ваших рассуждений.

Вопросы типа: "Как становятся героями на войне?" - более сложны. Здесь центр перемещён с вопросительного слова на смысловое понятие - становятся героями. Следовательно, можно будет сначала объяснить: кого мы называем героем? А уже потом подумать над условиями формирования таких человеческих качеств, которые позволяют человеку совершить подвиг на войне. Вступление в этом случае также будет небольшим - придётся почти сразу переходить к аргументации и конкретным примерам.

Иногда вопрос построен так, что на него довольно сложно сформулировать простой однозначный ответ. Например: Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений? Такого рода вопросы лучше для себя перефразировать: важен ли? почему важен? Но всё же не стоит на вопрос "чем важен?" отвечать напрямую "потому что нужен". Это логическая ошибка (хотя сама по себе она не страшна и к катастрофе не приведёт). Но можно сформулировать ответ так: "Опыт предыдущих поколений важен для нас тем, что... (например, обогащает наши представления о жизни и т.п.)".

Есть вопросы, которые я бы назвала "ловушками". К таким можно отнести следующую тему: Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? Такого рода формулировки содержат в себе конкретный ответ: достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества. А вот почему? Так и хочется ответить: потому) Потому что формулировка будет развёрнутой, учитывающей конкретные условия и обстоятельства. Выбрав подобную тему для сочинения, удобнее во вступлении ограничиться вопросом и перейти опять же к аргументации.

И наконец вопросы типа: Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них? Здесь нас просят сравнить два "объекта". По существу, это классическая сравнительная характеристика. Безусловно, во вступлении мы должны "предъявить основания" для возможности сравнивания. То есть обговорить, что именно мы собираемся сопоставлять. Для начала, разумеется даём определения понятий. (В любом случае то и другое - это общение.) Важно понять, что на самом деле нас не спрашивают: что лучше? Нас просят рассказать об условиях использования того и другого, так как в теме обговорено: "преимущества каждого из них".

Подведём итоги работы над вступлением. 1). Тему читаем медленно и вдумчиво, не стремимся отгадать тему, чтобы прилепить к ней заученные аргументы. Есть риск проскочить мимо темы и получить незачёт, так как тема окажется не раскрытой. К примеру, если, выбрав тему "Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?", выпускник подробно рассказывает, что такое юношеские мечты, какими они бывают, приводит очень интересные и подробные примеры, но... Забывает коснуться даже ответа на сам вопрос о влиянии на взрослую жизнь. Будьте внимательны! 2). Думаем, какие понятия в формулировке требуют расшифровки, даём им своё определение. При этом учтите, что в каждой теме обязательно есть такое понятие. Например, в первой из приведённых можно рассказать, что такое мечта. Во второй можно обратиться к слову поколение и растолковать чей опыт для кого: старших братьев, родителей или тех, кого мы уже не сможем увидеть, так как нас разделяют века. 3) Формулируем конкретный ответ на поставленный темой вопрос. Иногда вопроса в теме нет. Тогда его следует самостоятельно сформулировать во вступлении.

В целом надо понимать, что раскрыть тему не означает поговорить о чём-то, это поиск решения какой-то проблемы. В сочинении должна быть идея! А она не что иное, как ответ на вопрос! И вопрос этот мы формулируем во вступлении. Оно не должно быть большим, но должно убедить эксперта в том, что вы правильно поняли мысль.

Писать или не писать всяческую "кашу" типа: это очень сложный и важный вопрос, он волнует и взрослых и детей, и альпинистов и полицейских, и клоунов и хирургов, до нашей эры и сегодня и т.п.? Вы, думаю, чувствуете мою иронию. Но тем не менее, если у вас всё сочинение обычно умещается в сотне слов, следует подумать, как выйти из такой ситуации. И уж тут, как говорится, à la guerre comme à la guerre: все средства хороши. Но не стоит писать откровенную ерунду типа: "Я встал сегодня очень рано, сделал зарядку, а поесть так и не смог, так как очень волновался..."

Но, думаю, хоть эксперт и посмеётся, но ничего не сможет возразить, если вы напишете что-нибудь вроде: "Передо мной шесть (не 6!) тем. Каждая из них по-своему интересна. Какую же выбрать? Можно, конечно, подумать о том ... (здесь своими словами пересказывается одна или две темы из комплекта). Но, с другой стороны ...... тоже очень интересно. И над тем, ...., я тоже довольно часто задумывался (и т.п.). И все же я решил остановиться на второй (опять же не 2-й!): "(Цитируем тему)". Почему?" [41 слово + формулировки тем = слов 60 у вас уже есть!]

Ну, а дальше всё-таки уж постарайтесь как-то объяснить, почему именно эта тема вам наиболее близка. И не забудьте про литературный аргумент! Об этом читайте здесь. А на канал в не забыли подписаться? Подпишитесь, пожалуйста.