Соскучились по ренессансной Испании?
Объединим же приятное с приятным: любимых испанцев с нынешним моим увлечением - кино 30х-50х.
Об английском фильме 1937 г. "Пламя над Англией" я давно уже слышала, но как-то не решалась посмотреть.
Вообще знаменит этот фильм прежде всего тем, что:
-на съемках начался легендарный роман Вивьен Ли и Лоуренса Оливье
-посмотрев этот фильм, американский продюсер Селзник решил попробовать Ли на роль Скарлетт О'Хара
-из-за выдающегося исполнения роли Елизаветы I актрисой Флорой Робсон.
Но.... Именно поэтому я этот фильм до сих пор и не смотрела. Так как
-равнодушна к Вивьен Ли (хотя она, конечно, очень-очень красивая)
- не люблю раннего Лоуренса Оливье. Даже не буду о том, какой он был человек, это в сущности не важно... Но он ИСПОРТИЛ так много классических фильмов!
- королева Елизавета I тоже отнюдь не моя любимица
С другой стороны, нашлись в фильме и заманчивые черты:
- наряду с Елизаветой, хвалят и Раймонда Масси в роли Филиппа II
- здесь в одной из первых своих ролей мелькает Джеймс Мейсон
Так что я решила дать фильму шанс!
Итак.
Фильм 1937 года. Со всеми вытекающими. Адовая пропаганда - "Только один маленький остров встал на пути тирании" льется изо всех щелей.
С другой стороны, если присмотреться внимательно - благородные англичане показаны весьма странно
если не сказать хужей.
Начинается действие в 1587 году. Благородные пиратствующие англичане благородно грабят злые испанские торговые суда со злыми испанцами. При этом злой испанский посол ошивается при дворе благородной Елизаветы, и стороны пока не рискуют объявить друг другу войну.
Но благородная Елизавета на всякий случай поднимает благородному Дрейку таксу за крышевание - 50...нет, 60% от благородно украденной добычи.
Тем временем благородные англичане благородно нападают на злой испанский флот в гавани Лиссабана. Злые испанцы в этот раз навешивают благородным англичанам люлей. Правильно, если бы добро сразу побеждало - и фильма бы не было.
Молодой дворянин Майкл Инглби (Оливье) и его папаша попадают в плен - к адмиралу испанского флота. Адмирал с папашей Инглби оказываются старыми друзьями еще со времен бытности короля Филиппа II мужем Марии Тюдор. Старик убеждает адмирала проявить милосердие и позволить юноше (своему сыну Оливье) бежать - так как для английских еретиков и пиратов у короля Филиппа один ответ. Костер.
(я кстати не знаю, как в реальности поступал Филипп, но, к примеру, свободолюбивые венецианцы в те времена с пиратами не церемонились - их и правда свободолюбиво и гуманно поджаривали, используя корабельное весло в качестве вертела. Я даже не шучу и не преувеличиваю)
Адмирал оказался человеком... Хотела сказать, благородным - но это только для англичан. В общем, испанский адмирал сжалился над Майклом/Оливье и позволил бежать - а потом даже приютил в своем доме в Португалии. Раненого Майкла/Оливье выхаживает дочь адмирала, донья Елена - с помощью чудодейственного овоща, загадочной картошки.
Пекут они, значит, картошку, шутят, песенки (про любовь англичанина и испанки) поют - и вдруг над городом повисает дым. Угли в костре наводят Оливье на неприятные ассоциации. Да..да. Папашу-пирата действительно в этот момент постигла участь картошки.
Надо сказать, что Лоуренс Оливье в этом фильме очень молод и весьма (даже очень) хорош собой. И до этого момента я даже думала, что, возможно, ошибалась и зря испытывала к нему неприязнь... Но нет. Узнав о смерти папаши, Оливье выдал настолько фальшивый перфоманс, изображаюший грусть и страдание - что я сразу успокоилась. Никуда не делся наш Актер Актерыч, номинант одиннадцати Оскаров. Все в порядке.
Адмирал и Елена отпускают убитого горем Оливье домой, в Англию.
Что же там в Англии?
Возлюбленная Оливье, фрейлина Елизаветы, Синтия (Вивьен Ли), бегает по дворцу в поисках потерявшейся броши. У Елизаветы 2000 платьев и, наверно, еще больше брошей - но карге приспичило надеть именно эту.
Что сказать про исполнение Флоры Робсон? Я, честно говоря, не сразу им прониклась. Поначалу эта Елизавета показалась мне слишком вульгарной.
Но, оставаясь вульгарной, Лиза/Робсон потом выросла в моих глазах. Это женщина трудной судьбы... "Когда мне было 18, я сидела в тауэрской тюрьме..." - говорит она 18летней героине Ли.
И сразу понятно, какая на самом деле пустышка героиня Ли.
Но кроме этого - Елизавета/Робсон цинична, умна и чувством юмора. В общем, в какой-то степени в искренность чувств лорда Дадли (безнадежно влюбленного в королеву) можно поверить. Она некрасивая и уже седая - но она личность.
Сюжет фильма много раз повторится потом в других фильмах - Елизавета положит глаз на красавчика Оливье, тот будет обжиматься по углам с фрейлиной Ли, Елизавета будет ревновать и злиться...ну и тд.
Просто здесь Елизавета/Робсон и сама прекрасно понимает, что ее увлечение Оливье - это не серьезно, и ревнует и злится больше для порядка. Мне это понравилось.
Тем временем во дворец прибывает Оливье и заявляет королеве, что испанцы - исчадия ада, а Испанию надо стереть с лица земли. Так в нем играет благодарность к адмиралу и его дочери.
Елизавета отвечает, что злую Испанию, конечно, неплохо было бы стереть с лица земли - но еще более неплохо было бы узнать для начала, сколько у злых испанцев злых кораблей и еще более злой пехоты. Вот он, Оливье, к примеру, знает? Не знает? Так раз не знает, нечего и варежку разевать.
Однако не все англичане довольны благородным правлением благородной Елизаветы. Есть и ренегаты.
Один из них, некий Хиллари Вейн, - и тут мы впервые видим Джеймса Мейсона под прикрытием фальшивой бороды - намеревается отбыть якобы на лечение в Европу, а на самом деле в логово Филиппа. Со зловещими целями.
Елизавета планировала дать Вейну погулять на длинном поводке, а когда тот вернется с инструкциями Филиппа - немедленно сцапать. Но Дадли нечаянно разрушил ее хитроумный план, и приказал сцапать Вейна еще до момента отбытия того в Испанию. Джеймс Мейсон/Вейн крикнул "Живым я не сдамся!" и прыгнул с корабля, сгинув в пучине морской. Удивительно, но в его актерской карьере ЭТО присходило потом еще очень много раз.
Елизавета было разозлилась на самоуправство подчиненных, но потом смекнула, что если на Оливье наклеить накладную бороду, то его от Мейсона/Вейна и не отличишь.
Таким образом Оливье возвращается в Испанию, в логово Филиппа.
Масси мне не так сильно понравился, как Робсон. Филя у него сдержанный, скучный, тиранический трудоголик... Ну и все на этом. Филипп II конечно был всем этим - но был и кем-то другим. А в исполнении Масси многослойности нет.
Лже-Вейн предлагает королю хитрый план по убийству Елизаветы. Филипп, кажется, слушает, развесив уши. Пока король работает, испанские придворные в компании лже-Вейна пируют - в их числе и донья Елена, старая знакомая Оливье. Елене, разумеется, не приятно видеть Оливье - эта встреча ставит перед ней моральный выбор, предать страну или предать друга (и даже почти возлюбленного). Тем более, отец Елены, адмирал, недавно был убит в очередной стычке с пиратами-англичанами.
Король тем временем вызывает Оливье на аудиенцию. Тот уже тянет ручонки к письмам своим сообщникам в Англии (выяснить их имена и было целью), но тут оказывается, что король раскрыл обман и приказывает арестовать лже-Вейна.
Приказывает сделать это своему придворному, мужу доньи Елены (Роберт Ньютон).
Тот выдает самое нестандартное поведение за весь фильм. Он, оказывается, знает об обмане Оливье и даже о том, что тот его жену лапал... Но решает его отпустить.
Почему? "Если мы будем обращаться с врагами так, как хотели бы, чтобы обращались с нами, то войн больше не будет" - такой вот злой голос толстовства и пацифизма (или феодализма) в злой Испании 16 века.
Разумеется, в благородной Англии таких сантиментов никто не испытывает. Заговор разоблачен. Армада разбита. Оливье и Ли женятся. Дадли в очередной раз в шоке от хитроумности Елизаветы.
Финал.
Фильма, думается, даже не бюджетная, но смотрится все весьма так себе - декорации и костюмы похожи на советскую "Золушку", с той же долей условности и сказочности. Погони и драки - точь-в-точь как в "Иван Васильевич меняет профессию".
Снятые в то же самое время наши "Петр I" и "Александр Невский", НАМНОГО больше впечатляют. Их и сейчас можно смотреть и восхищаться. "Пламя над Англией"... вряд ли.
Про Голливуд тех времен я вообще молчу.
Из плюсов - актерский состав. Все на самом деле играют хорошо. Робсон в принципе создала канонический образ, это правда.
Но... Оливье - кроме хронической театральщины, у него была еще одна беда - отсутствие коннекта с камерой, и чувства юмора и самоиронии. Для актера блокбастеров (а это типичный блокбастер 30х) - это самоубийственно.
Все свои воодушевленные спичи Оливье выдает на абсолютно серьезных щах. Даже у Елизаветы/Робсон от такого глаз дергается.
Но повторюсь, они с Вивьен Ли тут - супер-красивые, и в самом начале своего романа, так что для поклонников этой пары фильм может быть интересен.
PS. Часто сталкиваюсь с мнением "так раньше все играли". Во-первых, не все. Во-вторых, даже тогда не все считали такую игру нормой.
"Эта английская картина за время съемок стала более амбициозной и дорогой. Но несмотря на наличие больших имен, история довольно скучна. Лоуренс Оливье слишком переигрывает в качестве героя. Вивьен Ли - хорошенькая, но бесцветная героиня. Флора Робсон в роли Елизаветы - спорный вопрос. Но панорама великого века и великих событий не цепляет зрительский интерес, здесь нет яркой драматургии. За неудачу мы виним американского режиссера Вильяма Говарда. Его режиссура разболтанна и не вовлечена. "Пламя над Англией" - претенциозный, но скучный фильм". Motion Picture Review Digest, 1937