Вальмики — легендарный поэт Индии, традиционно считающийся создателем великой эпической поэмы «Рамаяна». Для миллионов индийцев эта книга является священной. Сказание о Раме и его подвигах - это своеобразный моральный кодекс благочестивого индуиста.
История создания шлоки - эпического стихотворного размера
Вальмики считается создателем эпического стихотворного размера – шлоки.
В начале «Рамаяны» рассказано о том, как была создана поэма. Однажды Вальмики вместе со своим учеником направлялся к реке Ганг для ежедневного омовения. По пути они наткнулись на ручей Тамаса, глядя на который Вальмики сказал своему ученику: "Посмотри, как чиста эта вода - словно разум хорошего человека! Сегодня я буду здесь купаться". Когда он искал подходящее место, чтобы войти в ручей, он увидел двух играющих журавлей. Неожиданно появился охотник и убил одну из птиц стрелой. Вторая птица горько зарыдала, оплакивая погибшего друга.
Тогда Вальмики проклял охотника, но проклятие получилось у него в виде двустишия – шлоки:
"Ты не найдешь покоя в течение долгих Вечных лет,
Потому что ты убил птицу в любви и ничего не подозревая".
Случайно возникший стихотворный размер понравился поэту, и он сочинил этим размером поэму о подвигах Рамы. Это двустишие, возникшее спонтанно в результате гнева и горя Вальмики, считается первой шлокой в санскритской литературе. Позже Вальмики сочинил всю Рамаяну в том же размере. Вальмики почитается как Ади Кави (первый поэт), а "Рамаяна" считается первой поэмой (Ади Кавья).
История Вальмики является ярким примером чудесного преображения из злодея в гения. Индуистские источники утверждают, что до того как стать поэтом, Вальмики был разбойником и грабил в лесу людей, чтобы прокормить свою семью. Однако история его преображения имеет различные версии.
Встреча с мудрецом и музыкантом по имени Нарада
Жил в давние времена музыкант, поэт и замечательный человек Нарада. У него был веселый добрый нрав. Нарада всегда улыбался, шутил и часто играл на созданном им инструменте – эктаре.
Как-то раз собрался Нарада в соседнюю деревню. Дорога шла через лес, в котором грабил прохожих злой разбойник. Жители родной деревни знали об этом и стали уговаривать Нарада не ходить опасной дорогой. Но музыкант ответил:
– Я хочу посмотреть на человека, который всех держит в страхе.
Весь путь Нарада играл на эктаре. Вдруг перед ним предстал разбойник с острым мечом в руках.
– Сейчас я отберу у тебя все богатства! – воскликнул он.
– У меня не те богатства, которые можно украсть, – ответил Нарада. – Мои богатства внутри меня, и я готов поделиться ими с тобой.
– Глупости! Мне интересно только настоящее богатство! – грозно прорычал грабитель.
– Духовное богатство дороже, – попытался переубедить разбойника добрый человек. – Ты такой могучий, скажи, зачем ты занимаешься грабежом?
– Я стараюсь ради моей семьи! – ответил он. – Если я не ограблю кого-нибудь, моя мать, моя жена и мои дети будут голодать. Я больше ничего не умею делать.
– А нужна ли твоим родным такая жертва? – удивился Нарада. – Ты спрашивал у них об этом? Готовы ли они разделить ответственность за твои прегрешения перед Богом?
– Не знаю, – задумался злодей.
– Тогда привяжи меня к дереву, – предложил Нарада, – а сам иди и узнай их решение. А потом поступишь со мной по своему усмотрению.
Так и поступил грабитель.
На вопрос о совместной ответственности перед Богом за совершаемые преступления мать ответила:
– Я – твоя мать, ты обязан меня кормить. Все остальное меня не касается.
Жена же его сказала:
– Почему я должна отвечать за твои грехи? Я ничего такого не совершила и чиста перед Богом. Мне нет никакого дела до того, как ты добываешь нам хлеб.
Потрясенный услышанным, грабитель вернулся к Нараде и сказал:
– Никто не хочет делить со мной ответственность. Я злодействовал ради семьи, а им нет до меня дела. Наставь меня на путь истинный, чтобы я однажды смог почувствовать в душе ту же музыку, испытать ту же радость, что вижу на твоем лице.
Они ушли вместе…
Встреча с семью мудрецами
Согласно версии, изложенной в Сканда Пуране, Вальмики родился брамином по имени Лохаджангха и был преданным сыном своих родителей. У него была красивая жена, и они оба были верны друг другу. Однажды, когда в их местности долгих двенадцать лет не было дождей, Лохаджангха ради своей голодной семьи начал грабить людей, которых подкарауливал в лесу.
Однажды он встретил семерых мудрецов и попытался ограбить и их. Но ученые мудрецы сжалились над ним и показали ему всю глупость его поступков. Один из них дал ему Мантру для медитации, и разбойник настолько увлекся ее повторением, что отрешился от всего мира и долгое время просидел в лесу под деревом. За это время вокруг его тела выросли муравейники.
Когда мудрецы вернулись и услышали звуки мантры, доносящиеся из-за муравейников, они благословили его и сказали:
"Поскольку ты достиг великого Сиддхи (обретение божественной силы), сидя внутри муравейника, ты станешь хорошо известен в мире как Вальмики (муравейный)".
История Вальмики - пример удивительной трансформации личности, который ярко иллюстрирует возможность преображения из любого состояния. Кем бы мы ни были, какими бы мы ни были - всегда есть возможность стать лучше! И никогда ни на ком нельзя ставить крест. Именно об этом напоминает одно мудрое изречение:
"У каждого святого есть прошлое, у каждого грешника - будущее".