4 ноября 2023 года. Санкт-Петербург, я посетил Центральный выставочный зал «Манеж». Там сейчас проходит выставка "Сопряжение форм. Русская скульптура, XX век".
Первый зал выставки:
Советская скульптура весьма своеобразна. На деятельность скульпторов того периода, несомненно, отложила советская эпоха. Но есть много работ, которые требуют внимания. Приглашаю на экскурсию)
Эта работа меня заинтересовала своей выразительностью:
Необычное представление композитора Сергея Прокофьева (автор Виктор Думанян, 1967 год, бронза). Скульптура на выставку привезена из Русского музея:
Выразительный гипсовый портрет писателя Бориса Пастернака. Автор - Виктор Зайко, 1992 год, Литературный музей ИРЛИ РАН.
А вот то, как скульптор изобразил Зою Космодемьянскую мне не понравилось:
Автору, конечно, виднее, но мне кажется, что Зоя была очень храброй, но юной девушкой.
А вот работа Михаила Шемякина "Изя" мне, наоборот, пришлась по душе!
Советское политическое прошлое здесь широко представлено. Вот одна из работ "Ворошилов на параде":
На выставке представлены множество работ из дерева, вот одна из них "Уходящая Русь" (автор Александр Соловьев, работа привезена из государственного музея истории религии)
Интересная и необычная работа vita nova (1981 год, место нахождения экспоната - Русский музей), автор Михаил Копылков. Действительно, наблюдаем за зарождением новой жизни:
Даже в советское время мы могли без данного героя, Надежды Константиновны Крупской! Вот она, автор Екатерина Балашова, 1950 г., место хранения "Самарский областной художественный музей":
Ну и тем более без Иосифа Виссарионовича! Отлив из бронзы, 1936 год, автор Матвей Харламов, частное собрание:
Следующая работа известной Веры Мухиной, выразительный портрет из мрамора архитектора Сергея Андреевича Замкова, 1935 год, место хранения - Третьяковская Галерея:
Художник Суриков, его портрет расположился на следующей полке, автор Виктор Дронов, 1994 год, бронза. Художественный музей, Ханты-Мансийск:
Смею предположить, что любой уважающий и начинающий скульптор делал портрет этого известного писателя - Антона Павловича Чехова. В манеже представлен бюст из гипса А.П. Чехова к проекту памятника для Москвы, 1944-1945 гг., автор - Сарра Лебедева, городской музей городской скульптуры:
Кстати, если обратили внимание, на первой фотографии бюсты размещены на полках. Для того, чтобы их лучше рассмотреть организаторы выставки установили бинокли.
Переходим в следующий зал. Опять же, как и в первом зале представлено очень много скульптур. Я покажу те работы, которые мне понравились или что-то или кого-то напомнили.
Так, Михаил Васильевич Ломоносов. Его фигура представлена к конкурсному проекту памятника для Менделеевской линии в Ленинграде, 1982 год, авторы - Валентин Свешников и Борис Перов. Государственный музей городской скульптуры:
Еще один символ советской эпохи - поэт Владимир Маяковский. На выставке представлена гипсовая модель памятника поэту, автор - Евгений Вучечич, МВО "Манеж":
Пожалуй, самый знаменитый советский политик Владимир Ильич Ленин. В манеже представлена гипсовая фирура Ильича во время знаменитого выступления с балкона бывшего особняка Кшесинской в апреле 1917 года, автор - Вениамин Пинчук. Работа привезена из музея политической истории России:
Очень интересная работа - бронзовая скульптура академика Андрея Дмитриевича Сахарова, 1992 год, автор Юрий Орехов. Привезена из московского музея современного искусства. Мне эта скульптура очень понравилась!
На выставке представлено много работ из дерева. Вот, например, работа Леонида Эйдлина, 1964 год вырезана из ясеня. Поэт Н.А. Некрасов:
Вот на этом панно запечатлен выстрел в Милорадовича во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года, автор - Михаил Гале, 1957 год, Государственный музей истории Санкт-Петербурга:
Известный образ и поза нашего великого поэта, Александра Сергеевича Пушкина, бронза, 1950-е годы, автор - Михаил Аникушин, Государственный музей А.С. Пушкина:
Раз есть Пушкин значит должен быть и Николай Васильевич Гоголь! Автором гипсовой модели памятника знаменитому писателю является Илья Гинзбург, 1911 год. Модель хранится в литературном музее ИРЛИ РАН:
"Конькобежец", думаю, никого не оставит равнодушным. Автор Александр Мелев, 1998 год, музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков:
Еще одна работа мне понравилась, но вот название... я даже писать не буду. Пусть эти двое в бронзе в моей статье останутся безымянными (1973 год, автор - Владимир Вахрамеев). Такая невесомая скульптура привезена из Третьяковской галереи:
Еще одна красивая деревянная скульптура мужчины и женщины с романтическим названием "Объятие", 1984 год, автор - Юрий Чернов (государственный художественный музей, Ханты-Мансийск):
Модель бронзового памятника Салавату Юлаеву (1940-е годы, автор - Сосланбек Тавасиев). Работа привезена из государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево":
Динамичная бронзовая скульптура "Двое", автор - Николай Анциферов (1985 - 1986), государственный художественный музей, Ханты-Мансийск:
Каменная работа Лазаря Гадаева "Старая баллада" (1982 г.) показывает целую сценку (Русский музей):
Стильный "Илья Муромец" (автор - Василий Кузнецов, 1914 год)
Красивый, внимательный "Разговор" изобразил Дмитрий Шаховской (1970 год) с помощью известкового камня (Липецкий областной краеведческий музей):
В манеже представлено несколько работ, выполненных из гжельской керамики. Я приведу одну из них, автор - Нинель Богушевская (1957 год). "Улов. Из серии "В рыболовецком колхозе" (Государственный русский музей):
Замечательное, милое "Лебединое озеро" Михаила Дронова (1994 год, бронза). Работа привезена из Московского музея современного искусства:
Не знаю, чем мне приглянулась следующая работа "Путник", но я решил привести в статье две фотографии. Автором этой работы является уже ранее мною упомянутый Лазарь Гараев. Скульптура выполнена из бронзы (литье, 1982 год). Хранится в Саратовском музее им. А.Н. Радищева:
Неунывающий путник движется со своим верным другом, вороном:
Оригинальная "живая" скульптура Михаила Дронова "Каприччос" (1986 год, Третьяковская галерея):
Еще она нестандартная работа из Третьяковки "Стекло". Автор Олег Котов (1980-е годы, бронза) прекрасно изобразил в динамике процесс мытья или переноса стекла:
Мне всегда казалось, что передавать в скульптуре процесс намного сложнее, чем сделать статичную работу (хотя, я думаю, многие об этом могут поспорить), поэтому работа из бронзы Ивана Шадра "В бурю" попала в мою статью заслуженно! 1962 год, Третьяковка:
Мощный бронзовый "Самсон" Сергея Коненкова, 1959 год, государственный художественный музей, Ханты-Мансийск:
Вот понравилось мне вот это вывернутое кольцо Вячеслава Колейчука, "Невозможный мебиус", 1977 год:
Переходим на второй этаж манежа и смотрим продолжение выставки.
Душевная работа из дерева Киры Суворовой "Бабушка и внучка", 1960 год. Привезли из Третьяковки:
Схожая по стилю красивая деревянная скульптура (тоже из Третьяковки) "Монголка", автор - Василий Ватагин (1929 год):
Очень подчеркнуто и аккуратно сделан "Портрет скрипача А.П. Ханжонкова", бронза, 1926 год. Автор - Всеволод Лишев (Русский музей):
Очередная работа из Третьяковки - эмоциональный "Танец журавлей", автор - Александр Белашов, 1967 год, бронза:
Размашистая работа "Птицы у воды", автор Андрей Марц, 1987 год, металл. Привезена из Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
Животный мир на выставке разнообразен. Еще одна работа "Обезьянка с детенышем", керамика. Автор - Светлана Асерьянц, 1985 год:
"Туканы" Владимира Петровичева - изящная работа. 1990 год, алюминий:
Задумчивый, серьезный "Сокол" прибыл из Третьяковки. Работа Дмитрия Цаплина, 1936 год, материал - песчаник:
Интересная работа "Доктор с детьми", автор Андрей Хаустов, 1989 год, бронза. Русский музей:
Бронзовая скульптура "Художник Рудаков. Конец 1940-х" передает нам суровый климат. Автор - Гавриил Гликман, государственный художественный музей, Ханты-Мансийск:
Стильная деревянная "Стела" (1999 год), автор Виктор Вотский. Это точно сочетание форм!
Заключительная работа в моей статье - "Ложка, которая перевернула весь мир" (бронза, красное дерево). Не знаю, как на счет всего мира, но мне оригинальность понравилась)))
Подводя итог, можно сказать, что выставка многообразна и каждый может найти для себя "что-то свое, особенное". Выставку рекомендую к посещению.