Найти тему
Спортс“

Помните, Путин ездил на болиде «Формулы-1»? Мы проверили – это фэйк

Оглавление

В Гран-при эта машина точно не участвовала.

В ноябре 2010 года федеральные каналы с гордостью показали удивительный сюжет: на тот момент премьер-министр России Владимир Путин запрыгнул в болид «Ф-1» и разогнал его до 240 км/ч по одному из аэродромов Ленинградской области (судя по всему, по «Ржевке»).

Для создания благостной обстановки даже привлекли комментаторов Дмитрия Губерниева и российский голос «Формулы-1» Алексея Попова.

«Председатель правительства провел несколько часов за рулем настоящего болида команды «Рено», – заявил Губерниев на всю страну по каналу «Россия 2».

Тест-драйв для премьера организовали в честь акции, приуроченной к поддержке подписания соглашения о проведении нового Гран-при в Сочи: «Ростехнологии», связанные с концерном «Рено» через долю в АвтоВАЗе, договорились о праздничной выставке французской гоночной техники для жителей Санкт-Петербурга. 6 ноября 2010 года каждый мог прийти и взглянуть на шикарные машины, а уже 7 ноября их в свое распоряжение на полдня получил Владимир Путин.

Тем не менее в комментариях под каждым роликом о заездах нынешнего президента можно найти сомнение в классе протестированной машины. Журналистов федеральных телеканалов обвиняют в прямой лжи и искажении фактов – якобы Путину достался совсем не актуальный болид из «Формулы-1», а какое-то чудо из молодежных серий. Давайте разбираться, где же правда.

На чем конкретно ездил премьер

Если тщательно и долго изучать все доступные ролики RT, «России 2», «России 24» и фотографии из открытых официальных источников (например, с личного сайта нынешнего президента), можно обнаружить очень интересную вещь. Путин по сути ездил не на двух, а на трех разных болидах – причем на видео попал еще и четвертый.

-2

Вот первый – с гордой подписью про тесты машины «Формулы-1» внизу на сайте самого президента.

-3

А это уже вторая машина.

-4

Обратите внимание на низкое днище, форму антикрыла и отсутствие дефлекторов (аэродинамических элементов между передними колесами и воздухозаборниками).

-5
-6

Была и третья машина.

-7

Впрочем, на несколько мгновений в телерепортаже мелькнула и четвертая!

-8

Вглядитесь в форму и высоту антикрыла – крупным планом такого больше не показывали. Также взгляните на покатую желтую деталь сразу за антикрылом – судя по всему, так выглядят дефлекторы, которых нет на остальных машинах.

-9

Точнее сказать трудно, ведь данную модель так и не показали поближе.

С другой стороны, в репортаже «России 24» о самой выставке крупным планом мелькнула весьма похожая машина.

-10

Но носовую часть и верхний воздухозаборник редакторы новостей почему-то заблюрили. Зато главными отличительными чертами машины стали форма переднего антикрыла и боковые дефлекторы (зона за передними колесами).

-11

Путина на такой машине мы не видели.

Где-то здесь есть болиды «Формулы-1»?

Хороший вопрос, на который трудно сходу ответить однозначно. Давайте разбираться.

Сюжет про Путина и болиды появился в ноябре 2010 года – следовательно, актуальная машина «Рено» R30, которую пилотировал на Гран-при Виталий Петров, сразу же исключается. Никаких теорий заговора: просто в «Ф-1» не дают действующие болиды под подобного рода заезды.

R29 из 2009 года выглядит вот так.

-12

R28 из 2008-го тоже и близко не подходит.

-13

R27 2007 года слегка напоминает формой антикрыла четвертую машину.

-14

На форме сходства и заканчиваются.

С чемпионским R26 Фернандо Алонсо примерно та же история.

-15

Но он вряд ли попал бы на какие-либо выставочные заезды, поскольку все экземпляры разобраны по музеям гоночной истории – в том числе и самим испанцем.

Сходства появляются только с машины R25 2005 года.

-16

Но в ней абсолютно другие воздухозаборники, а в гребне нет «треугольника». Кстати, этот болид тоже стоит в музее Алонсо в Овьедо.

R24 2004 года выглядит чуть более похожим в зоне антикрыла.

-17

Но снова в глаза бросается трапециевидный верхний воздухозаборник, совершенно другие боковые входные отверстия и слишком задранные рычаги подвески.

Про R23 2003 года можно сказать то же самое.

-18

R22 2002 года выглядит еще чуть более похожим по общему силуэту, но остальные различия все еще заметны.

-19

На R21 2001 года тоже видны отличия.

-20

В200 2000 года похожа носом и силуэтом антикрыла, но снова не подходит по всем воздухозаборникам.

-21

А к B199 1999 года стоит присмотреться повнимательнее.

-22

Хоть форма верхнего воздухозаборника и все еще отличается, но очень схожие нос с антикрылом заставляют подумать именно на эту машину.

Но особенно приковывает взор боковые входные отверстия – они максимально похожи на те, что мы видели на третьей машине Путина и четвертой неизвестной машине.

-23

Правда, это уже не «Рено» – B199 сконструирован и произведен «Бенеттоном» еще в тот период, когда о возвращении французской марки на стартовую решетку «Ф-1» не было даже разговоров.

Далее – В198.

-24

Судя по форме носа и воздухозаборников, уже совсем не то. Более поздние машины проверять тем более бессмысленно из-за других регламентов.

Ходили слухи, что Путину просто выдали шоукар AP04 2001 года, купленный «Рено» у разорившейся команды «Прост», но опять же – ни воздухозаборники, ни сложная подвеска не выглядят похожими.

-25

К слову, и звук моторов совершенно не похож на рев V8 или V10 из «Формулы-1».

Вот как орет V8.

А это – незабываемый визг V10.

Ни в какое сравнение не идет с записями федеральных каналов и RT.

В принципе, данных уже достаточно, чтобы заключить: ни на каком «настоящем болиде «Рено» для «Формулы-1» (цитата Губерниева) или «машине, участвующей в Гран-при» (цитата ведущего «России 24») Путин не ездил. Лишь одно соревновательное авто слегка похоже на технику, в которой Путин проехал несколько метров на камеру, да и то оно сконструировано не «Рено» и точно не содержало под кожухом моторного отсека силовую установку для Гран-при.

На чем же тогда ездил премьер?

C первой машиной все просто: это болид «Формулы-Рено 2.0» – серии европейских молодежных чемпионатов под эгидой французского автопроизводителя. Их выпускает фирма «Татуус» аж с 2000 года – вот как они выглядят и по сей день.

-26
-27

В такой стоит четырехцилиндровый мотор мощностью всего 190 л.с. Она достигает максимальной скорости в 230 км/ч. За почти два десятилетия продано около 850 экземпляров – и да, ни одна из них не участвовала в Гран-при. По мощности занимает промежуточную ступень между «Формулой-4» и «Формулой-3».

На вторую машину, опробованную премьером, похож еще один «Татуус» – FRV6, разработанный в 2003 году.

-28
-29

Но еще сильнее второй болид походит на модификацию той же машины для азиатской «Формулы-Рено V6», проводившейся с 2006 по 2009 годы. Чемпионат использовал данную версию FRV6 в первые два сезона.

-30
-31

Машину окрасили в ливрею команды «Рено» из 2010-го, что сильно затруднило опознание (особенно в зоне боковых воздухозаборников), поставили упрощенное переднее антикрыло и добавили новое заднее антикрыло вместе с нижней пластиной из европейской версии, чтобы сделать машину более похожей на «Формулу-1». Также на фото хорошо видна внутренняя форма верхнего воздуховода: большое входное отверстие переходит в маленькое через несколько сантиметров – и как раз оно в точности повторяет форму воздуховода машины, на которой катался Путин. Дефлекторы с машины тоже сняли, но днище выступает как раз примерно на тот же уровень. Форма носа и подвески практически идентична.

По мощности азиатский FRV6 все еще далек от «Формулы-1»: в нем стоял 3,5-литровый шестицилиндровый мотор, вырабатывавший 370 л.с. Прислушайтесь к его реву из хайлайтов гонок – один в один болид Путина.

Максимальная скорость модификации составляет 275 км/ч – уровень болида примерно соответствует продвинутой «Формуле-3».

Третья машина Путина в самом деле напоминает B199 из 1999 года. Правда, в таком случае на «Бенеттоне» заменили верхний воздухозаборник и заднее антикрыло, чтобы привести болид к схожему виду с предыдущим, а также убрали зачаточную версию дефлектора. Впрочем, Путин катил на нем только в самом конце не особо долго, не очень быстро и совсем не громко – в Гран-при и эта машина точно не участвовала.

Четвертая машина фактически может быть чем угодно. Она лишь на несколько секунд мелькнула на горизонте, а потому абсолютно невозможно определить модель и пилота. С другой стороны, она похожа на выставочную модель, которая выглядит как В199 c более современными аэродинамическими элементами. Тогда «четвертая машина» и «третья машина» вполне могут оказаться одним и тем же шасси для Гран-при с разным обвесом – «подиумную» версию просто попытались сделать более похожей на машины «Ф-1» из конца 2000-х, а для кадров с президентом ее вернули в первоначальный вариант. Вероятно, осовремененный обвес держался не настолько надежно, чтобы с ним двигаться.

Новости о самой выставке как раз и содержат информацию о составе предоставленной «Рено» техники: якобы французы привезли два болида для молодежных серий и один – для Гран-при. Однако репортажи федеральных телеканалов и даже сайт Кремля называют любую машину в кадре участником «Формулы-1» – скорее всего, для создания положительного образа безмерно талантливого премьера, способного на все. Основной расчет заключался в неграмотности публики: вряд ли равнодушный к автоспорту человек в 2010-м сможет навскидку отличить машину 99 года от старой топовой молодежной серии. Чего уж там, при создании этого расследования пришлось отсмотреть и сравнить несколько сот фотографий и роликов самых разных чемпионатов из разных сезонов.

Неподготовленный человек может пилотировать болид «Формулы-1»?

Топовая гоночная техника не просто так считается сложнейшей в мире: малейший перебор с нажатием на педаль газа ведет к развороту, а слишком медленная езда может закончиться заглохшим мотором. Людям, никогда не сидевшим в гоночной машине, практически невозможно сходу почувствовать необходимую грань, а уж первые ощущения будут крайне необычными. К примеру, на Гран-при Испании на журналиста Уилла Бакстона одели костюм, воспроизводящий физическое воздействие от не самых требовательных «Эрроуза» А18 1997 года и «Лотуса» Е20 2012-го.

В реальности, понятное дело, все выглядит и ощущается еще хуже.

Например, «Рено» два года назад устраивала публичный тренировочный лагерь для прессы и победителей рекламного розыгрыша – им предоставили шанс поездить на болиде 2012 года. Программа подготовки растянулась на три дня. На первый день участников подвергли физическим тестам, а на второй день – устроили прикладной инструктаж с пилотом Нико Хюлькенбергом и гоночным инженером. По результатам проверок половина участников в итоге отправилась домой без допуска к реальной машине – и не просто так: вот что будет с человеком с недостаточной физподготовкой в болиде даже без пилотажа и не на самых высоких скоростях.

Данную двухместную технику специально готовили как аттракцион на основе реальных гоночных машин: максимально повышали комфорт, снижали нагрузки и мощность.

Вторая же половина участников тренировочного лагеря, допущенная-таки до болида, тормозила и разгонялась в отмеченных конусами точках и не пробила отметку в 200 км/ч.

Конечно, видеосъемка и фотографии на официальном сайте президента говорят, что Путин провел с машинами много часов от середины дня до темноты. Однако вряд ли «Рено» взяла бы на себя ответственность за 58-летнего непроверенного и высокопоставленного человека за рулем полноценного болида «Формулы-1» мощностью 800 л.с. – особенно на скользком асфальте площади Островского. Так просто не делают, и любое исключение стало бы жесточайшим нарушением техники безопасности.

-32

Молодежные болиды обладают вдвое и вчетверо меньшей мощностью, а потому не норовят вынести водителя с трека при каждом неумелом переключении передачи или нажатии на педаль. В них команды уже пускают хорошо заплативших желающих на специальных трековых днях без многодневной подготовки – на адекватное освоение ради пары приятных заездов хватает и 5-6 часов. Потребуют лишь права или гоночную лицензию начального уровня.

Конечно, далеко не все зрители знали нюансы выставочных заездов на технике «Формулы-1», но во многих моментах видео трудно не заметить разницу.