«Чем больше Израиль отворачивается от арабов под руководством премьер-министра Биньямина Нетаньяху и чем более ксенофобским он становится, тем больше он поможет стране выжить и бороться с несправедливостью и жестокостью». Эти горькие слова были написаны не несколько дней или недель, а 25 лет тому. Палестинский интеллектуал Эдвард Саид написал их в статье «Палестина не исчезла», опубликованной в Le Monde Diplomatique в мае 1998 года.
Даже тогда палестинцев в районе Шейх-Джарра (Восточный Иерусалим) изгоняли из своих домов, хотя у них были действительные документы и их семьи жили там до основания государства Израиль. Даже тогда, в 1990-е годы, палестинцы редко получали разрешения на строительство на Западном Берегу, а поселенцам это не мешало. В то время Газа уже была заблокирована в отместку за взрывы, совершенные ХАМАС или «Исламским джихадом» в Израиле: два миллиона человек (сейчас 2,5 миллиона) находились в постоянной изоляции на участке земли размером 10 на 40 километров. Даже тогда время от времени происходили взрывы: самодельные палестинские снаряды загоняли израильтян в бомбоубежища, а в результате израильских бомбардировок погибали десятки палестинцев. Пока кому-то не удалось умиротворить «обе стороны», а несправедливость и угнетение продолжали гноиться под кожей в течение многих лет. До следующего, неизбежного извержения. Эти снаряды теперь стали современным оружием, отчасти благодаря Ирану. Число смертей исчисляется уже не десятками, а тысячами.
Израильско-палестинский конфликт становится все более сложным. И более интенсивный. Если бы Саид был жив, он мог бы написать то же самое сегодня. И вся Европа должна это прочитать. Не потому, что она что-то сделает – европейцы ничего не будут делать, как и 25 лет назад – а потому, что они должны понимать, что последствия серьезно повлияют на них. А вот это уже что-то новенькое.
Невыгодное положение
За это время изменилось кое-что еще: геополитический контекст. Американский контроль над регионом ослаб. Вмешались Россия, Катар, Турция, Иран и другие игроки среднего размера. Они преследуют свои (военные) интересы. Это приводит к хаосу повсюду. У всех этих игроков есть свои красные линии, написал Гидеон Рахман на этой неделе в Financial Times – и при таком большом количестве игроков риск того, что кто-то пересечет чужую красную линию, огромен. Даже если эта война не обострится, даже если Израиль не осуществит просочившийся план по «выпроваживанию» палестинцев в Египет, Европа все равно столкнётся с большим миграционным давлением, а внутренняя напряженность будет возрастать. В последние годы многие европейские страны приняли мусульман в свои объятья. При этом, говоря прямо, они импортировали некоторую политическую деликатность Ближнего Востока.
Три крупных глобальных геополитических изменения оказывают пагубное влияние на Ближний Восток. Начнем с подъема Китая. США и Китай ведут жестокую битву за глобальную гегемонию. Поэтому в последние годы Вашингтон сосредоточил свое внимание в основном на Азии и меньше на других дремлющих конфликтах, таких как между Израилем и палестинцами и между Россией и Украиной. Теперь, когда обе страны взорвались, Вашингтон действует с позиции невыгодного положения. Тем временем Китаю требуется все больше и больше нефти. Частично она поступает из России. В период с 2003 по 2008 год, когда цены на нефть были заоблачными, президент Владимир Путин консолидировал свою власть в России и финансировал свой контроль над конфликтами в Сирии, Магрибе и Сахеле. Китай мало что делает, чтобы остановить его.
Поражения в Ираке и Афганистане также ослабили хватку Америки на Ближнем Востоке. Остальные прыгнули в яму. Россия использует любую возможность, чтобы оседлать регион. В конце октября в Москве принимали лидеров ХАМАС. Благодаря своему насквозь антиамериканскому пакту с Ираном Путин усилил контроль над ХАМАС и «Хезболлой». Иран, в свою очередь, укрепляет свои позиции в Ливане и Сирии. С тех пор как президент Трамп разорвал ядерную сделку с Ираном, позиции Ирана как региональной державы укрепились. Он поставляет высокотехнологичное оружие ХАМАС и «Хезболле». Турция также активна в Ливии. А ИГ или его ответвления терроризируют Сахару и все вокруг неё.
А ещё есть Саудовская Аравия, которая потеряла свой якорь. Раньше она пользовалась военным и политическим прикрытием США, поскольку Вашингтон зависел от саудовской нефти. Сейчас американцы добывают сланцевый газ. Саудовская Аравия висит на волоске.
Площадь позади Израиля
Из-за того, что так много региональных держав топчутся по региону и нарушают порядок, Израиль становится все более нервным. Некоторые говорят, что ХАМАС хотел заманить Нетаньяху в ловушку терактом 7 октября: он рассчитывал, что тот отреагирует слишком остро и тем самым спровоцирует других игроков присоединиться к нему. ХАМАС, похоже, весьма преуспел в этом: после десятилетий маргинализации палестинского дела он держит мир за горло. Ясно одно: если этот конфликт не будет решен, мира в регионе не будет.
Это решение, вероятно, придет не от Европейского Союза. Европа не является фактором силы во внешней политике. Никогда им не была: государства-члены разобщены. Европейские правительства стали более произраильскими после 11 сентября, отчасти из-за исламских атак в Европе, вступления в ЕС произраильских стран, таких как Венгрия и Чехия, а также крупномасштабных закупок израильского оружия для войны на Украине. Почти все европейские правительства полностью поддерживают Израиль. Но многие граждане – конечно, не только мусульмане – хотят вернуться к более сбалансированной и нюансированной позиции, которую раньше занимала Европа. В секторе Газа погибло более 9000 человек - больше, чем в Америке после событий 11 сентября. Десятки тысяч получили ранения. Многие граждане не понимают, что гуманитарное прекращение огня зашло слишком далеко для европейских лидеров, поскольку оно помешало бы отстаиваемому ими праву Израиля на самооборону.
Этот курс дорого обойдется Европе, когда-то бывшей посредником на Ближнем Востоке. Остальной мир обвиняет её в наличии двойных стандартов: она осуждает нападения России на украинские гражданские объекты, но ничего не говорит, когда Израиль разрушает дотла сектор Газа. Как бы ни развивался последний конфликт, Европа должна подготовиться к политической маргинализации на мировой арене. Катар пытается вывести заложников, эмигрантов и раненых из Газы. Но что-то ничего не слышно о европейском посредничестве, которое когда-то было самоочевидным.
А палестинцы? Сейчас они привлекают внимание. Но горькая реальность такова, что они никому не нужны, даже арабским странам. В конечном итоге, как писал Эдвард Саид в 1998 году, «над святой землей по-прежнему висит огромное облако несправедливости и замешательства»...
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».