Архитектурные стили нужны для того, чтобы - “креаторы" (архитекторы) и “пользователи” (жители, посетители) зданий могли:
— четко позиционировать себя, свою культуру, быт и ценности;
— отделять себя со своим уникальным культурным багажом от условных “чужих”.
Архитектурный стиль - это, по своей сути, тенденция, которую однажды задает один человек и потом веками эксплуатируют и переиспользуют множество других людей.
Предлагаю посмотреть на:
— классификацию архитектурных стилей;
— людей, которые придумывали эти стили;
— характерные элементы (aka “маячки”), по которым стили можно различать.
В первой части мы разберемся с 4-мя основными историческими эпохами и их стилями, а если этот пост зайдет - то последует продолжение истории 😏.
Устраивайтесь поудобнее, читайте заметки и рассматривайте картинки, их иллюстрирующие.
1️⃣ Античность, античный стиль
Античный стиль придумали греки, повторили и улучшили римляне 😏.
Для этих ребят не было ничего совершеннее богов, воссидающих на Олимпе, отсюда такое стремление довести до божественного идеала форму и содержание. Поэтому свои здания греки всецело посвящали богам, строили в основном храмы и мавзолеи. Греки стали трендсеттерами архитектурных украшений и придумали для колонн ордеры, которыми мы пользуемся до сих пор.
Римляне были повторюшами, но их нельзя обвинять в отсутствии изобретательности и таланта. Они взяли от греческой эстетики лучшее и дополнили ее инжереным мастерством. Поэтому у них получались самые долговечные акведуки амфитеатры и цирки.
2️⃣ Средневековье
Какие первые три ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о средневековье?
Мои ассоциации:
— Рыцари;
— Крестовые походы;
— Антисанитария 🤮.
Забудьте о расслабленных греках с их любовью к музам и вину, забудьте о римлянах, с их театрами и банями и попробуйте представить себе средневековую девушку или юношу.
Я вижу себе жителя средневековья примерно так:
— Это молодой, но уже очень плохо выглядящий человек.
— Скорее всего к завершению своего созревания он(а) уже имеет 3-4 детей и пару неудавшихся родов.
— Это богобоязненный крестьянин, который с утра и до вечера пашет поле и пасет скот, чтобы вовремя отгрузить своему феодалу продукт и получить в обмен за свой труд защиту.
— Этот человек вряд ли знает грамоту, часто болеет и в целом его путь в этом мире выглядит как миссия с кодовым названием: 🔪 сдохни или умри 🔪, проходя которую он постоянно молится, чтобы в загробном мире наконец обрести покой.
Кстати, страх средневекового человека перед высшим божеством и его абсолютный авторитет не позволял скромным создателям храмов, замков, крепостей и башень запечатлеть в истории свои имена, поэтому мы совсем мало знаем о том, кто именно создавал эти постройки.
От образа средневекового крестьянина вернемся к средневековой архитектуре, которую традиционно принято делить на:
— византийскую;
— романскую;
— готическую.
Византийцы как наследники римской империи продолжили развивать инженерные традиции и сконцентрировались на обеспечении защиты от пожаров и набегов, поэтому для их стиля характерны массивные каменные своды и более функциональные пологие купола.
А вот готический стиль оказался совсем оригинальным. Готические строители решили отказаться от толстых несущих стен и научились строить прочные каркасы, они устремили здания в высоту, добавили огромные ажурные окна, витражи и закрепили на фасадах стремных гаргулий (так сказать, чтобы враг обосрался оказался морально подавлен еще на подступах).
3️⃣ Ренессанс
Ренессансом принято считать период культурного развития, когда люди немножко расслабили булочки снова начали интересоваться античным искусством, его свободой и естественностью.
Мыслителям ренессанса удалось сбросить оковы богобоязненности и повернуться в сторону просвещения. Именно поэтому бОльшее значение приобретают здания светского назначения - резиденции и дворцы (палаццо), городские ратуши, библиотеки, университеты, больницы и театры.
Пытаясь найти для себя новые смыслы, архитекторы ренессанса немного дотюнили достояние Древнего Рима, увлеклись отделочным камнем, вернулись к простой геометрии форм, стремились соблюсти баланс роскоши, изящества и простоты.
4️⃣ Новое время
Научные прорывы запустили цепочку экономических преобразований и преумножили общее благосостояние крупных стран мира, дав возможность по-полной разгуляться лакшери-проявлениям архитектуры 👑👑👑. Поэтому началом “нового времени” принято считать появление стилей барокко и рококо.
Если ренессанс был рациональным, изящным и простым, то стили нового времени кричали: “смотрите! у нас есть бабки 🤑🤑🤑!”
Барочный стиль создает много пространственных искажений:
— смотришь на здание и видишь пышный торт из вензелей разных форм и цветов;
— заходишь внутрь и видишь бесконечно следующие друг за другом залы с каким-то запредельным количеством сусального золота, дорогих пород дерева и камня.
Если вам не знакомы эти чувства, сходите в Екатерининский дворец в Пушкине или Мариинский / Зимний дворец (г. Санкт-Петербург).
Как отличить все стили заканчивающиеся на “ко”? :) - все очень просто:
— Барокко обслуживал интересы власти (в этом стиле в России построено много шикарных дворцов, парковых ансамблей и даже церквей).
— А вот Рококо - стиль, стоящий на стороне пусть и очень богатых, но все же, незнатных людей - постройки в стиле рококо - это, как правило, небольшие частные дома.
В новое время также умещаются 4 здоровенных стиля, а именно:
классицизм и эклектика, модерн и чикагский стиль (или чикагская школа), о них поговорим в следующей части.
В статье используются материалы Arzamas, обязательно ознакомьтесь с ними, если хотите узнать о стилях в архитектуре больше: