Найти тему
Татьяна Егорова

Мальчик Петя и его болезнь «капризит»

Иллюстрация из книги Е. Чеповецкого "Непоседа, Мякиш и Нетак". Картинка из Яндекса
Иллюстрация из книги Е. Чеповецкого "Непоседа, Мякиш и Нетак". Картинка из Яндекса

Впервые об этом писала в своем блоге "Ваш детский психолог".

Помню, перед сном вместе с дочкой читали замечательную книгу Чеповецкого Ефима «Непоседа, Мякиш и Нетак» — сказку о трех игрушечных мальчиках, которые отважно спасали своего создателя, мальчика Петю Мамина-Папина, от чрезмерной опеки родителей.

Эту книгу я сама читала еще во втором классе. Помню, у нас было очень много детской и подростковой литературы, плюс бабушка регулярно брала меня с собой в городскую библиотеку :))

Почему я говорю про эту книгу.  Автор с добрым юмором сумел показать, как проявляется гиперопека родителей в воспитании ребенка. В случае с главным героем, Петей, гиперопека охватила все сферы его жизни, начиная с еды и заканчивая учебой в школе.

Вот несколько фрагментов про Петю, как он стал таким. Обратите внимание, как родители зацикливаются на ЕДЕ:

«Оказывается, Петя был тяжело болен. Он упорно отказывался от сорок пятой ложки супа, от четвертой котлеты, от третьей куриной ножки. А от манной каши, которую ему трижды в день подавала сама мама, он даже отбивался ногами.
Ни один доктор не мог определить Петиной болезни, а мама уверяла, что у Петеньки новая, еще никому не известная болезнь, причем в самой тяжелой форме.
Только одна домработница Дуся давно определила его болезнь. Она сказала, что у Пети обыкновенный капризит, да еще с выбрыками.
У Пети был жесткий постельный режим, который состоял из четырех пуховых подушек и двух одеял верблюжьей шерсти. Лечили его тридцатью сортами сдобных булочек и всевозможными сладкими кашами. От этого щеки больного розовым тестом растекались по наволочке и сам он напоминал пятую подушку….»

Там же дается «анамнез» или история болезни Пети. С чего все начиналось. Посмотрите, как легко ребенок может стать центром всей Вселенной в семье. И что самое интересное, ему, на самом деле этого не надо.

На протяжении всей книги Петя подсознательно стремится к нормальному образу жизни. Но если перекосы начинаются «сверху», т.е. с самих родителей — ребенку ничего не остается, как играть по их правилам. До момента, когда предоставится удобный случай вырваться из этого «плена» заботы:

…Вам, наверное, хотелось бы знать, почему так печально сложилась Петина судьба? Отчего и когда он заболел этой ужасной болезнью?
Расскажем по порядку. Возьмем простую азбуку и по пунктам А,Б,В… изложим Петину биографию.
А) Первые шаги.
Честно говоря, до трех лет Петя ходить не мог. Ему не разрешали. Ножки могут погнуться, и ребенок на всю жизнь останется кривоногим. Но зато уже с четырех лет он был отличным наездником. Каждый день перед завтраком, обедом и ужином он совершал верховую прогулку.
Как только на стол ставили дымящуюся тарелку каши, папа или дедушка надевали красную уздечку с колокольчиками и становились на четвереньки. Петя смело садился верхом.
— Но-о! — кричал он и молотил пятками своего скакуна. — Но-о, миленькие!
Мама тоже подбадривала коней:
— Еще кружок! Еще! Смотрите, ребенок цветет от счастья!…
Петино «Дай!» и «Хочу!» стало в доме законом. Петя ездил верхом на ком хотел и когда хотел.
Б) Кормление
— Главное в жизни — питание, — говорила мама. — От рыбы — ум, от каши— сила, от масла — ловкость! Еда — лучшее средство от болезней! Поэтому мама завела специальную библиотеку по вопросам кормления ребенка.
На полках стояли толстые книги с вкусными названиями:
СТО КАШ ДЛЯ ПЕТЬ И МАШ.
КОМПОТЫ ДЛЯ СУББОТЫ.
СЕМЬ БЕД — ОДИН ОБЕД
и
ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ.
В квартире жили киска, по прозвищу Сосиска, и пес породы эрдель, по имени Сардель. Имена эти они получили потому, что кошкин хвост напоминал Пете сосиску, а куцый и толстый хвост собаки — сардельку.
В) Петина азбука.
Пришло время обучать Петю азбуке. К этому торжественному дню мама готовилась очень старательно. Разрезная азбука и азбука в кубиках были спрятаны в шкаф. Какие могут быть игры во время еды?
Три ночи просидела семья за сочинением специальной «питательной» азбуки.
В воскресенье за завтраком приступили к первому уроку.
Пете показали букву «А» и хором говорили: «Ам!» Петя открывал рот, чтобы тоже сказать «Ам», а ему в рот всовывали ложку с кашей. Подносили ко рту булку и хором кричали: «Бэ-э-э!» Давали на закуску грушу и гоготали, словно гуси: «Ге-ге-ге!»
Поэтому, когда Петя впервые поехал в школу и учительница в классе спросила: «Дети, кто из вас уже выучил азбуку?» — Петя Мамин-Папин встал и пропел:
Ам
Булка
Вилка
Груша
Дыню
Ел,
Жаркое кушал,
Землянику
И
Картошку,
Лук,
Морковочки
Немножко,
Огурцы и
Помидоры
Рыбу,
Сало,
Теста горы…
и так до самой последней буквы «Я».
Г) Усатые слова (А здесь — зацикленность на ЗДОРОВЬЕ).
Петино здоровье оберегалось всеми средствами медицины. Каждое утро ему ставили сразу два градусника (под правую и левую руку) и разглядывали язык через увеличительное стекло.
Когда же припадки капризита были очень сильными, Петя требовал немедленно доставить ему домой живого слона. Мама тотчас же посылала папу в зоопарк за слоном, но папа всегда возвращался с пустыми руками.
Врачи и профессора стали в доме Маминых-Папиных ежедневными гостями. Они заставляли Петю высовывать язык, говорить «э-э-э», дышать, не дышать, а потом разводили руками, терли лбы и произносили непонятные слова, которые кончались на «ини» и «ус»….
И вот, несмотря на все меры, Пете легче не становилось. От его капризита страдала вся квартира, вся семья и даже киска Сосиска и эрдель Сардель.
Д) Несколько слов о дедушке (А здесь — Петя — Центр Вселенной).
С того дня как Петин дедушка оставил работу и перешел на пенсию, мама полностью перевела его на Петин режим.
Манную кашу они ели вместе: ложку — дедушка, ложку — Петя (иначе Петя и за стол не садился). Спать их укладывали в одно время, играли они вместе и, наказанные, рядом стояли в углу.

Далее показательный юмористический фрагмент — как покупали Пете игрушку.

В это время к прилавку пробрался наконец Петя с родителями. Заведующий магазином узнал Петиного папу, с которым был давно знаком.
— А-а-а, мое почтеньице, товарищ Мамин! — вежливо сказал он. — Не купите ли своему сыночку ослика?… Очень похож на вас, чудесный мальчуган! — Заведующий погладил Петю по голове и продолжал: — Взгляните, какой товар… последний осел остался — копия настоящего. Он даже стоит почти как живой.
— Что вы, что вы! — пробормотал папа. — Цена, знаете ли, брыкается…
— Купить! — приказал Петя.
— Умница мальчик, великолепно разбирается в товарах! — сказал заведующий. — Конечно, купить! Уверяю вас, он совсем не брыкается, он очень плюшевый и действует на всех успокаивающе.
— Успокаивающе? — переспросила мама. — Немедленно заверните! Это как раз то, что нужно нашему ребенку.
Папа вытер платком вспотевшую шею и послушно пошел платить за осла 8 рублей 66 копеек.

Далее можете почитать сами — книга легко воспринимается и содержит много моментов, над которыми  можно поразмыслить. Мне очень импонирует виртуозная подача детского писателя Ефима Чеповецкого в ярких образах подсказывать родителям ошибки в воспитании и пути их коррекции.

---

Нужна консультация психолога? Подробнее, как она проводится, по каким темам я могу вам помочь и как записаться - смотрите по ссылке