Они были сестрами, но не были похожими друг на друга. Алкиона любила петь и танцевать, Арсиноя заботилась о своем сыне Пресбоне, а Левкиппа увлекалась астрономией и математикой. Они жили в Орхомене, где их отец Миний был царем. Он был справедливым и мудрым правителем и не признавал никаких богов, кроме Зевса. Хотя поговаривают, что он сам-то был сыном Посейдона. Но, возможно, это просто злые языки судачат, а на самом деле Миний родился в самой обычной царской семье. Вера в Зевса было так сильна, что этот монарх запретил своим подданным и дочерям поклоняться Дионису, богу вина и веселья, который возможно был его кузеном.
Но однажды Дионис пришел в Орхомен с толпой своих последователей – сатиров, менад и панов. Они играли на флейтах и лирах, пели песни и пили вино из рогов. Они приглашали всех жителей города присоединиться к ним и отдаться радости и беззаботности. Но Миний не разрешил этой развеселой и разнузданной толпе войти в город и приказал своим воинам прогнать их. Дионис рассердился и решил отомстить царю и его дочерям.
Дионис проник во царский дворец ночью, когда все спали. Он подкрался к комнатам сестер и коснулся их лбов своим тирсом – посохом, увитым виноградной лозой. Бог внушил им странные сны, в которых они видели себя менадами: дикими женщинами, которые следовали за Дионисом по всему миру. Во сне сестры видели, как они бегали по лесам и горам, разрывали на части животных и людей, которые противились богу вина и веселья, и пили их кровь из черепов. Они чувствовали себя счастливыми и свободными.
Когда сестры проснулись утром, то не только не могли забыть свои сны, но почувствовали в себе странное желание покинуть дворец и присоединиться к Дионису. Но они боялись гнева своего отца и не решались сделать это. Однако сестры стали уклоняться от своих обязанностей и уединяться в своих комнатах. Они стали одеваться по-другому – надевать яркие одежды, украшать волосы цветами и жемчугом, носить на шее амулеты из зубов и когтей и даже тайно пить вино из скрытых сосудов.
Однажды ночью они не выдержали больше и решили сбежать из дворца. Сестры вышли из своих комнат и стали спускаться по лестнице к выходу. Но на пути им встретился Пресбон — сын Арсинои и единственный внук Миния. Он был маленьким мальчиком, который любил свою мать и ее сестер. Он увидел их странный наряд и спросил, куда они идут. Они не ответили ему, а просто смотрели на него своими безумными глазами. Они подумали, что он тоже против Диониса и может помешать им уйти их дворца. Сошедшие с ума женщины набросились на малыша и разорвали его на части так, как они видели это в своих снах. Они взяли его голову и понесли ее с собой, как трофей.
Сестры вышли из дворца и побежали к лесу, где ждали их Дионис и его спутники. Они приняли их с радостью и похвалили за их поступок. Сестрам вручили тирсы и рога с вином и пригласили танцевать и петь с ними. Они забыли о своем прошлом и стали менадами – частью таинственного культа Диониса.
Когда Миний узнал о том, что сделали его дочери, то пришел в ужас и отчаяние. Он понял, что это была месть Диониса за его непокорность. Он пожалел о своем запрете и решил примириться с богом. Он построил храм в честь Диониса и принес ему жертвы. Он попросил его вернуть ему его дочерей и простить их за их преступление.
Но Дионис не хотел отпускать Миниад. Он сказал Минию, что он может видеть своих дочерей, но не может вернуть им человеческий облик. Он превратил их в ночных птиц — Алкиону в зяблика, Леукиппу в сову, а Арсиною в летучую мышь. Теперь сестры больше не могли говорить, они могли лишь издавать жалобные звуки. Они больше не могли жить на свете, а только в темноте. Они больше не могли быть счастливыми, они могли только страдать.
Миний увидел своих дочерей в таком виде и заплакал. Он попытался обнять их, но они улетели от него. Он позвал их по имени, но они не ответили ему. Он осознал, что он потерял их навсегда.
В этой леденящей душу истории есть и другие версии, например, это Левкиппа растерзала своего сына Гиппаса, а не Арсиноя, у которой не было детей. А вот Антонин Либерал, древнегреческий грамматик, живший приблизительно во II—III вв. н. э., в своих «Метаморфозах» заверял читателей в том, что не Дионис, а Гермес превратил сестер в летучую мышь, сову и филина.
А вот греческий поэт II века до нашей эры Никандр такую характеристику дал дочерям Миния в своей книге «Превращения»:
“У Миния, сына Орхомена, были дочери Левкиппа, Арсиппа и Алкафея, и оказались они неумеренно трудолюбивыми. Они очень сильно порицали других женщин за то, что те, покинув город, предаются в горах вакхическим неистовствам, пока Дионис, приняв вид девушки, не посоветовал им не пропускать празднеств или мистерий бога”. (Источник: https://musaget.ru/miniady-syostry-nakazannye-za-trudolyubie)
Как бы там ни было, но проклятье Диониса было суровым, и судьба у безумных дочерей Миния была трагичной.
Мораль: бог – есть бог, он и наказывает, и милует.
Искренняя благодарность за ваш интерес и внимание к статье. Спасибо за подписку, лайк и репост. Надеюсь на вашу поддержку.