Когда говорят о споре, то нередко цитируют изречение Сократа: в споре, мол, рождается истина.
Однако же буквально воспринимать слова Сократа - это означает как-то уж слишком идеализировать понятие о споре. Хотя, конечно, бывает, что узнаешь из спора парочку новых фактов.
Вот, к примеру, менее удаленный от нас во времени авторитетный человек - Дейл Карнеги - сказал немного другое: "Лучший способ выиграть в споре - это не вступать в него."
У меня есть один знакомый, с которым мы в какой-то период достаточно много спорили - ему, так сказать, нравятся дискуссии ради самого процесса.
Насчет чего мы только не спорили, вплоть до точных значений отдельных понятий или исторических фактов. И вот я после этих дискуссий чувствовала себя отвратно, осознавая, что лучше бы потратила время на что-то другое.
Я перелопачивала Инет, чтобы отыскать фактические аргументы для обоснования своей позиции. Например, когда мы обсуждали многочисленные статьи, где цитируются слова биографа Достоевского Николая Страхова из письма ко Льву Толстому: "Его тянуло к пакостям" и мой собеседник ссылался на борьбу супруги Федора Михайловича за репутацию писателя, то в какой-то момент мой приятель и вовсе высказал аргумент поистине "железобетонный": а я, мол, вообще не доверяю воспоминаниям - они же по определению необъективны. Или что-то в этом роде.
И в общем, в какой-то момент я стала думать, а стоит ли мне тратить свое время просто для того, чтобы более убедительно выглядеть в споре. Оно мне нужно? По большому счету, мне на мнение моего собеседника наплевать - мне бы еще со своим собственным разобраться. В конце концов, если мне нужно, то я найду кучу народа, которые думают так же как я. Только и это мне обычно тоже не нужно.
Это что касается каких-то исторических фактов. А уж что касается вкусов или политических и иных взглядов, то тут тем более имхо о чем-то спорить и кого-то в чем-то убеждать не стоит.
К тому же есть сферы, в которых я ощущаю себя более или менее экспертом, и есть такие, где я практически несведуща (но если я в них несведуща, то есть большая вероятность, что они меня и не сильно интересуют). И вот если в первом случае собеседник изрекает нечто, что я молниеносно классифицирую как явную чушь или как крайне предвзятое мнение, то спор с ним мне вообще неинтересен. Во втором же случае, наоборот, уже я сама недостаточно компетентна, чтобы что-то с умным видом вещать.