Найти тему
Культур-трегер

Фильм "Ширли-Мырли" это "чернуха" и позор для всех, кто в нем снимался?

В начале 1990-х годов у многих представителей богемы сорвало крышу от вседозволенности, и на недавних граждан СССР с экранов полились самые настоящие помои.

На этом фоне я бы хотел отметить фильм Владимира Меньшова "Ширли-Мырли" который, казалось бы, по целому ряду признаков можно отнести к тем самым помоям.

Валерий Гаркалин и Вера Алентова в фильме "Ширли Мырли".
Валерий Гаркалин и Вера Алентова в фильме "Ширли Мырли".

Здесь есть и преклонение перед Америкой, и доморощенные мафиози, и новые русские, и туповатые работники правоохранительной системы, и простые бытовые алкоголики, и много чего еще, характерного для тех лет.

Все это замешано в совершенно безумный коктейль, густо приправленный скабрезными шутками (зачастую довольно низкого пошиба).

Любовь Полищук в фильме "Ширли-Мырли".
Любовь Полищук в фильме "Ширли-Мырли".

Мне доводилось даже слышать мнение: "Как мог автор такого доброго и сердечного фильма, как "Любовь и голуби, снять такую "пошлость" как "Ширли-Мырли"?

Олег Табаков в фильме "Ширли-Мырли".
Олег Табаков в фильме "Ширли-Мырли".

Для ответа на этот вопрос необходимо сначала отметить некоторые несомненные удачи "Ширли-Мырли".

На мой взгляд, главным козырем этого фильма является актриса Инна Чурикова, которая благодаря своему таланту и внутренней интеллигентности придала комическому образу Прасковьи Кроликовой еще и глубокий трагический смысл.

-4

Уж кого, а эту несчастную неприкаянную женщину с ее коронной фразой "Простите меня, дуру грешную!" назвать вульгарной или пошлой язык никак не повернется.

Кроме того, несмотря на некоторые перегибы, в "Ширли-Мырли" есть и прекрасные режиссерские находки.

Например, в сцене, в которой Прасковья Кроликова, невеста Шниперсона и жена посла США танцуют на свадебном столе и поют "Ах, шарабан мой, американка" мы видим самый настоящий задорный бурлеск:

Отдельно я бы отметил эпизод, в котором разлученные после рождения братья близнецы находят общий язык во время исполнения песни "Прощайте скалистые горы":

"Прощайте, скалистые горы, На подвиг Отчизна зовет! Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход".
"Прощайте, скалистые горы, На подвиг Отчизна зовет! Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход".

В этот момент осознаешь, что помимо беснующегося вокруг балагана существуют (или еще остались) и какие-то подлинные ценности.

А теперь вернемся к ответу на вопрос: как мог легендарный Владимир Меньшов "такое" снять?

Думаю, что с учетом сказанного выше понятно, что фильм "Ширли-Мырли" не просто банальная "чернуха", а довольно едкая сатира на Российское общество тех лет, которая содержит в себе множество не самых очевидных на первый взгляд смыслов.

Если же воспринимать этот фильм как исторический артефакт ушедшей эпохи, то становятся вполне понятны и те самые, спорные в наши дни шутки.

Сатира же должна не только веселить, но и обличать. С чем фильм "Ширли-Мырли" вполне успешно справляется.