Найти в Дзене
Международная панорама

Пропалестинские митинги — это не «марши ненависти», а выражение солидарности, беспомощности и разочарования

Оглавление

Замечательная сегодняшняя статья обозревательницы британской The Guardian Несрин Малик

Акция протеста в центре Лондона с призывом к прекращению огня в Газе, 28 октября. Фотография: Гай Смоллман/Getty Images.
Акция протеста в центре Лондона с призывом к прекращению огня в Газе, 28 октября. Фотография: Гай Смоллман/Getty Images.

По мере того как наши улицы заполняются всё большим числом сторонников Палестины, а в ближайшие выходные в центре Лондона планируется провести масштабную акцию протеста, британские политики и комментаторы придумывают всё новые способы описания происходящего: от "маршей ненависти", по словам министра внутренних дел Сюэллы Брейверман, до пустого "демонстрации добродетели". Премьер-министр Риши Сунак уже назвал марш, который состоится в ближайшие выходные и будет приурочен ко Дню перемирия, "провокационным и неуважительным". Но каждая попытка приписать этому движению угрожающий характер на самом деле является отказом от попытки понять суть происходящего. Кому-то это покажется откровением, но многие люди в Великобритании испытывать сильные переживания по поводу ситуации в Газе, вовсе не будучи "одержимыми" Палестиной и не руководствуясь террористическими симпатиями.

Некоторые из них относятся к этим маршам с настороженностью, и это вполне понятно. В Британии участились случаи проявления антисемитской ненависти, а нападение ХАМАС 7 октября потрясло еврейскую диаспору, в которой траур сразу же перерос в сочувствие к Газе. Поддержка Палестины может показаться подозрительной со стороны публики, которая не участвует во многих других подобных акциях.
Почему именно эта проблема выводит на улицы столь многих, в то время как о других несправедливостях во всем мире молчат?

Ответ не совсем прост, но и не зловещ. Палестина — не единственная несправедливость в мире, но она вызывает
особый резонанс. Историческая прочность и последовательность конфликта — все эти годы незаконной оккупации, изгнания, лишения собственности и переселения — придают ему форму и место в общественном сознании, которых не хватает другим. Это также несправедливость, которая одобряется и поддерживается западными правительствами, вооружающими Израиль в конфликте и отказывающимися осудить его действия. Протест направлен не только против Израиля, но и против отечественных правительств и политиков, которые, как считается, приложили руку не только к порабощению палестинцев без гражданства, но и к созданию целой моральной основы для этого. По мере того как число погибших в Газе приближается к 10 тыс. человек, утверждение о том, что гибель людей оправдана бессрочным "правом Израиля на самооборону", становится все более несостоятельным.

Палестинская проблема уже давно является частью взаимосвязанной борьбы за самоопределение и равенство для международных левых. Но все чаще она оказывается на пересечении современных глобальных и экономических недовольств и становится частью движения за социальную и расовую справедливость. В 2021 г. организация Black Lives Matter выступила с заявлением о "солидарности с палестинцами"; в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан появились фрески Джорджа Флойда. Социальные сети сделали этот интернационализм более доступным. Вооруженный солдат или полицейский с ногой на шее, контрольно-пропускные пункты, сегрегированные улицы и кварталы — эти образы перекликаются с прошлым и настоящим людей, которые сталкиваются с безнаказанным поведением власти, которые чувствуют в своих собственных обществах неравенство в ценности человеческих жизней.

В этом конфликте есть универсальная простота, выходящая за рамки политической идеологии:
речь о фундаментальном праве человека на полноценную государственность, на безопасную и достойную жизнь в своем доме. Как недавно объяснил в интервью журналист Та-Нехиси Коутс, после посещения оккупированных территорий увиденное показало ему, "насколько все на самом деле просто". "Не нужно иметь докторскую степень по ближневосточным исследованиям, — сказал он, — чтобы понять основную мораль содержания народа в ситуации, когда у него нет элементарных прав".

Однако эти протесты следует воспринимать и как наследие "войны с террором", которая оправдывалась соображениями морали и безопасности — судьбой женщин в Афганистане или угрозой уничтожения, — но на поверку оказалась лишь
мстительным гневом и ошибочным проецированием силы. Наследие этих двух десятилетий принесло горький урожай: миллионы погибших, террористические организации, использующие дестабилизацию на Ближнем Востоке, исламофобия, ограничение гражданских свобод и стойкое ощущение того, что мы не можем доверять нашим лидерам и политической системе, обеспечивающей отсутствие последствий для них. Неудивительно, что когда пытаешься убедить людей в том, что в вопросе Палестины они должны доверять своему правительству, то встречаешь скептический прием.

Протест — забавная вещь. Он представляет собой смесь рационального, эмоционального и племенного. И далеко не всегда он является признаком агрессии, зачастую это выражение беспомощности, разочарования и отсутствия влияния на политику. Можно попытаться выявить крайних, чтобы обнаружить в них отвратительный экстремизм или напускное невежественное тщеславие, но часто в основе всего этого лежит общее ощущение, что что-то просто не так, и что тем, кто говорит вам, что вы должны идти домой и верить, что они знают лучше, нельзя доверять. Возможно, есть и другая мотивация — комфорт и уверенность в атомизированном обществе, когда находишь тех, кто идет с тобой рядом и серьезно относится к твоим убеждениям, особенно когда они не представлены и не воспринимаются всерьез в других местах.

Отказ от мысли о том, что в условиях, когда на улицы выходят сотни тысяч людей, может быть что-то стоящее, объясняется не только несогласием или страхом перед тем, что может быть развязано. Протест в военное время, как правило, легко высмеять, потому что он в целом не работает и воспринимается как несерьезный и бессмысленный в тот момент, когда ставки в других странах высоки. "Во время войны во Вьетнаме, — говорил Курт Воннегут, — каждый уважаемый художник в этой стране был против войны. Это было похоже на лазерный луч. Оказалось же, что сила этого оружия равна силе пирога с заварным кремом, сброшенного со стремянки высотой в шесть футов". Но протест имеет значение, даже если его последствия не будут немедленными. Тот факт, что аморальность и безрассудство войны во Вьетнаме были озвучены, сделал ее глупость более конкретной после её окончания — от нее нельзя было отмахнуться задним числом. Трагедии войны в Ираке многие люди ясно предвидели, и поэтому архитекторы той войны не могут так легко, как им хотелось бы, стилизовать свои неудачные решения.

Поэтому
упрощать или отвергать народную поддержку Палестины плохая идея. Она опирается, осознанно или нет, на уроки прошлого и разочарования настоящего. Они могут не иметь докторской степени по ближневосточным исследованиям, но в конечном итоге инстинкты тех, кто выступал за сдержанность, сострадание, соблюдение международного права и кровавую бессмысленность репрессий, оказались правы. В то время как некоторые районы Ближнего Востока выглядят дестабилизированными, это может произойти ещё не раз.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Переводил статью умницы Несрин, а сам думал при этом, а где же Россия. Где же массовые протесты против изуверства израильского иудонацизма наших профсоюзов, политических партий, неправительственных и молодёжных организаций? Неужто в них так сильно еврейское лобби, влияние сионистской пропаганды, своих поганеньких сатановских на минималках, что они боятся и нос высунуть из своих уютных офисов, чтобы громко заявить о своей солидарности с многострадальным арабским народом Палестины, лишённым иудонацистами Израиля своей родины и самого права мечтать о создании собственного государства, чем аж с 1948 года наслаждаются их понаехавшие соседи-евреи?

Стыдно, право слово, за Россию. Советский Союз твёрдо стоял на стороне палестинцев, поддерживая их правое дело всеми своими возможностями. Был и очень влиятельный в мире Антисионистский комитет советской общественности, возглавлявшийся дважды героем Советского Союза, генерал-полковником Давидом Драгунским. А нынешняя Россия, выходит, пляшет под дудку потерявших страх сионистов — вот только ради чего, кто бы мне объяснил?

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».